13 мая 2009

Особенности нервно-психической сферы детей с различными формами преждевременного полового развития

В практическом и теоретическом отношении наиболее важны следующие вопросы:

  • имеется ли связь между ППР и интеллектуальным развитием;
  • какова связь между ППР и психосексуальным развитием;
  • сопровождается ли ППР нарушениями в эмоциональной сфере, патологией влечений и характера.

Относительно удовлетворительно разработан лишь вопрос о связи ППР с интеллектуальным развитием. По данным большинства авторов, интеллект детей с эндокринными формами преждевременного развития соответствует их возрасту.

Приблизительно в 1/3 случаев конституциональных форм этого заболевания наблюдается ускорение интеллектуального созревания, правда, временное — с началом полового метаморфоза повышается умственная активность и интеллектуальное развитие опережает возрастные нормы в среднем на 2 — 3 года. Вскоре (у девочек, как правило, с началом менструаций) наступает некоторая регрессия и через 2 — 3 года психическое развитие уже не превышает возрастную норму.

Чаще при конституциональных формах ППР (как и при эндокринных) умственное развитие соответствует хронологическому возрасту ребенка, а не его биологической зрелости [Лебединская К. С, 1969]. При церебральных формах ППР, по мнению большинства исследователей, нервно-психические особенности, в том числе и умственное развитие, определяются характером поражения ЦНС.

При остаточных явлениях энцефалитов, менингоэнцефалитов, тяжелых черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, конгенитальном сифилисе чаще описываются временные задержки умственного развития и различные варианты слабоумия [Богоров И. И., 1960; Тумилович Л. Г., 1963, и др.].

Связь ППР и психосексуального развития изучена меньше. Имеются лишь описания отдельных больных 5 — 9-летнего возраста с различными формами ППР (эндокринными, конституциональными, церебральными) и преждевременной сексуальностью (онанизм, сопровождаемый игровыми фантазиями сексуального содержания, сексуальная агрессивность по отношению к девочкам).

Сочетание ППР с другими психическими изменениями, кроме нарушений в психосексуальной сфере, также изучено недостаточно. В литературе имеются единичные описания патологии! влечений (тяга к бродяжничеству, воровству), раздражительности, немотивированных колебаний настроения, элементов психического инфантилизма у детей с церебральной формой ППР.

Наряду с этим у них описываются и разнообразные проявления» органической мозговой недостаточности: головная боль, диэнцефальные нарушения, подкорковые гиперкинезы, церебрастенические проявления [Осипова Е. А., Горелик Е. И., 1934]. Специфика перечисленных нарушений определяется главным образом характером органического повреждения ЦНС, а не собственно патологией темпа полового созревания.

Причиной реактивных состояний, наблюдаемых почти исключительно у больных с конституциональными формами ППР, является особое положение этих детей, которых отвергают сверстники из-за преждевременной зрелости, а более старшие-дети — из-за психической незрелости.

В результате дети ППР стыдятся своего облика, своей внешности, боятся стать предметом насмешек и нездорового интереса взрослых и детей. Не только дети и посторонние взрослые, но даже родители зачастую отрицательно относятся к детям с ранним половым созреванием, стараются никуда с ними не выходить, побольше держать их дома.

Психической травмой оборачиваются и случаи, когда окружающие не могут определить истинного возраста этих детей. Из-за своего зрелого внешнего вида больные привлекаются в игры старшими детьми или взрослыми, но вследствие непонимания слишком сложных для их истинного возраста правил игры и соответственно неадекватного поведения они подвергаются насмешкам, получая неприятные, обидные прозвища.

Большинство авторов, занимавшихся изучением психогенных реакций у детей с ранним половым развитием, отмечают необходимость использования психотерапии, а иногда и психофармакотерапии.

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:



Психиатрические аспекты синдрома тестикулярной феминизации стали предметом специальных исследований (в отличие от большинства других заболеваний половых желез) лишь в самое последнее время [Курмышева Н. Я., 1985, 1985а]. Нервно-психическая сфера таких детей и подростков пока непосредственно не изучалась, и некоторые представления о ней сформированы лишь на основании анамнестического изучения взрослых больных. Имеющиеся данные все же позволяют…

Нервно-психические нарушения у больных с ускоренным созреванием манифестируют, как правило, с началом полового метаморфоза. Они выражаются главным образом в дисфункциях диэнцефальной области и разнообразных психопатологических проявлениях. Патология диэнцефальной области у этих больных характеризуется массивностью нарушения вегетативных функций и выраженным полиморфизмом соответствующих клинических проявлений. По данным К. С. Лебединской (1969), больных с ускоренным половым созреванием больше…

Во второй группе отмечается повышение влечений, в первую очередь сексуального [Лебединская К. С, 1969]. Повышение сексуального влечения у этих больных грубое, недифференцированное, определяет все поведение. Упорный онанизм наблюдается у этих больных нередко уже в дошкольном возрасте. С началом ускоренного полового метаморфоза сексуальное влечение занимает, как уже отмечалось, ведущее место в клинической картине. У части больных…

Ювенильные дисфункциональные маточные кровотечения — одна из наиболее частых форм нарушения менструальной функции в пубертатном возрасте. Эндокринологи, гинекологи, педиатры давно отмечали, что ювенильные маточные кровотечения сопровождаются теми или иными изменениями общего психического состояния (снижение школьной успеваемости, утомляемость, раздражительность и т. д.), подчеркивали роль психогенных факторов в генезе нарушений менструальной функции у подростков. Клинические аспекты нарушений…

Основная симптоматика астеновегетативного симптомокомплекса проявляется вегетативными нарушениями в форме сосудистой лабильности с головокружениями, головной болью, тошнотой, обмороками, ортостатическими коллапсами. Эти расстройства сопровождаются снижением психической деятельности, падением ее продуктивности, выраженными колебаниями настроения. Следует отметить, что глубина астеновегетативных нарушений определяется главным образом интенсивностью кровотечений и тяжестью анемизации. Девочки с дисфункциональными кровотечениями переживают субъективное чувство внутреннего волнения, беспокойство,…