8 апреля 2009

Адаптационные реакции организма и ступенчатый подбор доз

Одним из парадоксов сексологической фармакотерапии является то, что такие столь мощные средства, как адаптогены, способные восстановить и годами поддерживать половую активность при тяжелых поражениях нейрогуморальной составляющей копулятивного цикла, подчас не дают эффекта даже при легких ее расстройствах. Этот парадокс зависит от дозировки препаратов. Трафаретное лечение «лошадиными» дозами, увеличиваемыми при отсутствии ожидаемого эффекта, у сексологических больных с поражением нейрогуморальной составляющей чаще приводит к своеобразной блокировке функций, снижая или исключая лечебный эффект препарата.

Фармакологи давно отметили и терминологически обозначили эти диапазоны ареактивности организма как «нейтральную зону» [Кравков Н. П., 1926], «зону бездействия вещества» [Венчиков А. И., 1962] и т.д. В наше время данные наблюдения объясняются учением о специфических и общих, типовых реакциях организма на внешнее (не только медикаментозное) воздействие. Сексопатологу необходимо знать основные положения этого учения.

Советский патофизиолог А. Д. Сперанский показал (1935), что различные физические (в частности, температурные), химические и биологические (в частности, инфекционные) воздействия вызывают независимо от специфики патогенного агента довольно однотипные симптомы. Канадский патолог Н. Selye (1960) разработал учение о стрессе с характерным комплексом защитных реакций организма (так называемый общий адаптационный синдром), развивающихся при любых сильных воздействиях.

В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации) и истощения (при сильном и длительном стрессе). Стадию тревоги характеризуют уменьшение тимуса, лимфопения, стимуляция секреции АКЛТ гипофизом, приводящая к повышению уровня глюкокортикоидных гормонов коры надпочечников в крови; секреция минералокортикоидных гормонов при этом угнетена, так же как и деятельность щитовидной и половых желез. В стадии резистентности отмечается некоторая нормализация деятельности желез внутренней секреции и тимиколимфатической системы, а иногда даже повышение функциональной активности желез (в том числе половых), которые были угнетены в первой стадии стресса.

Эндокринные сдвиги в стадии тревоги, приводящие к подавлению защитных систем организма, проявляются в том, что глюкокортикоиды в больших количествах угнетают тимус, лимфатические железы, производство лимфоцитов и иммунные системы; секреция минералокортикоидных гормонов, которые оказывают противоположное действие на защитные системы, в стадии тревоги угнетена.

Однако эти изменения биологически целесообразны, так как защитный ответ, адекватный большой силе раздражителя, мог бы привести организм к гибели. Если бы, например, не развивалась иммунодепрессия, то при стрессе в условиях повреждения тканей могли бы возникать аутоиммунные заболевания [Дильман В. М., 1969]. В связи с этим в ответ на действие очень сильного раздражителя активность основных защитных систем не нарастает, а, напротив, подавляется. В стадии тревоги развивается запредельное торможение, при котором чувствительность центральных нервных аппаратов снижается, и благодаря этому другие сильные воздействия воспринимаются уже как слабые и средние раздражители, т. е. устойчивость организма повышается.

Этим и объясняется развитие стадии резистентности вслед за стадией тревоги, т. е. на фоне угнетения защитных сил организма без какихлибо дополнительных воздействий. Поскольку, однако, стадия резистентности может наступать только после стадии тревоги, протекающей с большими энергетическими затратами, элементами повреждения и угнетения защитных сил организма, повышение резистентности при стрессе достигается, по словам Селье (1972), дорогой ценой.

«Сексопатология», Г.С.Васильченко





Для четкой ориентировки в различных формах патологии пола следует помнить, что понятие «пол» слагается из многих взаимосвязанных биологических и социальнопсихологических компонентов. Биологическая дифференцировка пола программируется генетическим набором половых хромосом, образующихся в зиготе при слиянии материнской и отцовской гамет. Женская гаметаяйцеклетка в норме несет одну Х-хромосому, мужская гаметасперматозоид может нести либо Х, либо Y-хромосому. Таким образом,…

ВДКН у лиц женского пола следует дифференцировать от андрогенпродуцирующих опухолей (андростерома, арренобластома) и истинного гермафродитизма, при которых не бывает преждевременного полового и физического развития. Кроме того, при андрогенпродуцирующих опухолях проба с дексаметазоном не приводит к значительному снижению экскреции 17-КС с мочой, а при гермафродитизме экскреция 17-КС с мочой обычно в пределах нормы, иногда снижена. Супраренорентгенография,…

Краниофарингиома – врожденная опухоль головного мозга, развивающаяся из эмбриональных клеток гипофизарного хода – так называемого кармана Ратке. Это, как правило, доброкачественная опухоль, встречающаяся в любом возрасте. Продолжительность заболевания колеблется от нескольких месяцев до 10–15 лет. Эндокринные нарушения отмечаются примерно у 85% больных. При эндоселлярном росте краниофарингиомы обнаруживается выпадение функций гипофиза и даже развивается пангипопитуитаризм, т.е….

Болезнь Иценко – Кушинга Эта болезнь характеризуется нарушением функции гипоталамогипофизарнонадпочечниковой системы и наблюдается в любом возрасте. В этиологии заболевания – опухоли гипофиза и гипоталамуса, воспалительные процессы головного мозга. У женщин болезнь развивается часто после родов. Симптомы заболевания связаны с гиперпродукцией глюкокортикоидов корой надпочечников. Основные симптомы: ожирение туловища при относительно тонких конечностях, лунообразное гиперемированное лицо («матронизм»),…

На 10–12-й неделе внутриутробной жизни формируются внутренние половые органы. До периода дифференцировки внутренних гениталий эмбрионы как женского, так и мужского генетического пола имеют структуры – предшественники внутренних половых органов обоих полов. Так называемые мюллеровы каналы (парамезонефрические протоки) являются предшественниками женских внутренних половых органов – маточных труб, матки, верхней части влагалища, вольфовы протоки (протоки первичной почки)…