Медико-педагогические рекомендации (Малые транквилизаторы)
Малые транквилизаторы (элениум, седуксен, тазепам и др.) целесообразно использовать, когда сексуальные проявления выступают в качестве пути снижения невротического, фрустрационного напряжения. Однако сведение полового воспитания лишь к гигиене тела и медикаментозному лечению было бы ошибкой.
Профессиональный долг врача заключается не только в оказании необходимой лечебной помощи и стремлении избежать нанесения вреда здоровью пациента, но и в усилиях, направленных на всемерное развитие психики и личности ребенка и его адекватную психосексуальную ориентацию.
«Если главной задачей медицины является восстановление нарушенного здоровья, то задача педагогики — формирование социально полноценной личности. Понимание того, что организм и личность представляют собой единство, требует от нас учета этого единства как в теории, так и в практике педагогики и медицины» [Мясищев В. Н., 1977]. Этим аспектам работы врача уделяется все большее внимание [Деонтология в педиатрии, 1977; Коган А. Г., 1977]. Врач, как и педагог, обязан научиться и уметь оценивать качество полового воспитания в любом детском учреждении, хотя это и нелегкая задача — нет убедительных показателей, нет цифр для сравнения, да и оценки персонала и детей в значительной мере субъективны.
Врач должен быть знаком не только с формальными данными о половом воспитании, но и с мнением персонала о целесообразности его и степенью подготовки к его проведению. Педагог является основным воспитателем, однако в роли педагога вне зависимости от своего желания оказывается каждый взрослый, работающий в детском учреждении. Этот раздел воспитания труден для людей, ущемленных собственными сексуальными проблемами, воспитанных в ханжески-пуританском духе, отвергающих раннее половое воспитание, лишенных навыков правильного обращения с детьми. Косвенной оценкой состояния полового воспитания в детском учреждении могут служить выраженность и распространенность явно и условно сексуальных проявлений.
Они характеризуют и состояние детского коллектива, и степень выраженности болезненных особенностей каждого ребенка, но медики и воспитатели могут видеть множество разных причин отклонений поведения, ошибочно полагая, что большинство этих причин (неблагополучие и распущенность семей, соматические и нервно-психические заболевания) неустранимо и что их влияние на ребенка абсолютно и однозначно.
«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев
Учреждения для психически больных детей — специальные детские сады, детские дома и интернаты, санатории для детей с церебральными параличами. Воспитание этого контингента детей затруднено неполноценностью их психики и социальной неприспособленностью. В специальных детских домах, кроме того, дети почти с рождения находятся вне семьи. Депривация, в особенности у органически неполноценных детей, порождает выраженные вторично-невротические и психопатоподобные…
Сексуальные проявления у олигофренов-дошкольников — следствие расторможенных влечений, которые недостаточно осознаются и не подвергаются моральной оценке, а потому и не подавляются, не скрываются от окружающих. Иной оценки и иного отношения требуют более старшие дети-олигофрены. По мере приближения к половой зрелости возрастает их сексуальная активность, они так или иначе осваивают нормы морали больше управляют своим поведением…
Незначительная часть воспитателей отвергает необходимость полового воспитания. Не количество противников полового воспитания, а неопытность и неосведомленность признающих его необходимость препятствует более эффективной социализации детей-олигофренов. Только в 1/3 классов специальных интернатов можно говорить о проведении полового воспитания в том или ином его виде, в остальных коллективах эта часть нравственного воспитания в жизнь не проводится. Детские учреждения…
Роль врача в проведении полового воспитания в дневных центрах и учреждениях интернатного и больничного типа многообразна и ответственна. Она определяется положением врача одновременно как специалиста (нередко — администратора) и как консультанта воспитателей. Врачу следует принимать определяющее участие в создании программы полового воспитания в коллективе с учетом возраста детей, состояния здоровья и особенностей предшествующего воспитания. Необходимо,…
Назначение гигиенических мероприятий в целом и индивидуализация их применительно к группе или ребенку — прямая обязанность врача. Врач оставляет за собой контроль за проведением полового воспитания в учреждении. Именно он определяет качественность и действенность принятой программы для коллектива и отдельных детей. При появлении случаев распущенного поведения или явной гиперсексуальности врач выясняет, в какой связи эти…