Медико-педагогические рекомендации (Психогигиена пола)
Врач, знакомый с вопросами психогигиены пола, должен помочь педагогу освоить необходимый лексикон и подготовить образцы ответов на вопросы детей, а также вместе с педагогом обучать персонал правильному — в связи с задачами полового воспитания — поведению и обращению с детьми. В арсенале воспитательных мер не должно быть места запугиванию. Совершенно недопустимы физические наказания и «наказания страхом» (например, запирание в темную комнату).
В то же время ни один случай преждевременной или извращенной сексуальности не должен остаться без внимания. Обеспечение надлежащего психологического режима возможно только в том случае, если весь персонал учреждения отдает себе отчет в том, что для значительной части детей пребывание в нем связано с психическим напряжением, проявляющимся в переживаниях одиночества, фрустрации, потребности в эмоциональной, родственной близости и т. д.
Такие переживания могут быть обусловлены отрывом от дома в связи с заболеванием и сопровождающим его страхом, поведением и отношением новых товарищей, болезненностью лечебных процедур, отчужденным, формальным поведением персонала.
Следствием психического напряжения может быть не только появление сексуальной симптоматики, но и невосприимчивость (а нередко и прямое сопротивление) по отношению к любым, даже самым адекватным, воспитательным шагам взрослых.
«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев
Работники детских учреждений должны помогать родителям, объяснять им трудности адаптации ребенка к детскому учреждению, разъяснять пути успешного решения тех или иных проблем воспитания, значение влияния на ребенка обстановки в семье, пути и способы проведения полового воспитания, необходимость его. Организатором совместных воспитательных усилий треугольника «педагог — врач — родители» в современных условиях должен выступать врач. В…
Игры и игрушки должны не только удовлетворять естественные запросы детей, но и помогать им в формировании установок мужественности и женственности. Вызывающие затруднения и в семье моменты, связанные с привитием навыков опрятности и гигиены тела, здесь должны получить особое внимание с раннего возраста с учетом половых различий. Трудно переоценить значение культурной работы в таких учреждениях, ибо…
Все детские учреждения, каждое из которых обладает своей спецификой влияния на психическое и психосексуальное развитие детей, с известной условностью могут быть разделены на 4 группы. Учреждения для здоровых детей (детские сады и ясли, интернаты, Дома ребенка). Детские сады и ясли посещают все большее количество детей: подсчитано, что к 1980 г. примерно 75% детей в возрасте…
Недостаток внимания к себе, нарушение связи с родными, отсутствие заботы со стороны взрослых дети нередко пытаются компенсировать сами. Одни (26%) с необычной нежностью относятся к воспитателям, прижимаются и льнут к ним, говорят им ласковые слова. Другие (34%), видимо, не надеясь на отзывчивость взрослых, ищут теплоты в отношениях с животными (собаками, кошками, хомячками, черепахами, птицами). На…
В круглосуточных дошкольных учреждениях и особенно в Домах ребенка круг явно сексуальных проявлений обычно уже и представлен в основном онанизмом, а условно сексуальные проявления распространены значительно шире. Представленность тех и других зависит не только от конституционального типа детей, но и в большей степени от времени отрыва от семьи и переносимости его ребенком, от режима воспитания…