Медико-педагогические рекомендации (Игры и игрушки)
Игры и игрушки должны не только удовлетворять естественные запросы детей, но и помогать им в формировании установок мужественности и женственности. Вызывающие затруднения и в семье моменты, связанные с привитием навыков опрятности и гигиены тела, здесь должны получить особое внимание с раннего возраста с учетом половых различий.
Трудно переоценить значение культурной работы в таких учреждениях, ибо она призвана восполнить все связанные с отсутствием семьи пробелы в жизненном и психосексуальном опыте ребенка. Как никакой другой специалист, врач должен быть знаком с пагубным влиянием депривации на развитие психики и личности, уметь выявить депривационные моменты в работе учреждения и противопоставить им неформальную, активную и планомерную работу по организации психогигиенического режима, воспитанию персонала, привлечению и обучению помощников в воспитании.
В этом плане имеет большое значение привлечение шефских предприятий и организаций не только к хозяйственно-административной помощи учреждению, но и к постоянному общению с детьми. В таком общении с широким кругом мужчин и женщин ребенок сможет получить наиболее естественным путем опыт межперсональных отношений с людьми разного пола и возраста, будет более успешно формировать свои психосексуальные и морально-нравственные установки.
Конкретные приемы и способы полового воспитания в детских учреждениях исходят из рекомендаций, содержащихся в предыдущих главах и применяемых в соответствии со спецификой учреждения. Напомним, что половое воспитание — это не использование готовых рецептов, а действия, основанные на знании объективных закономерностей развития пола и человеческих качествах взрослых, содержания и стиля их общения и обращения с ребенком.
«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев
Учреждения для психически больных детей — специальные детские сады, детские дома и интернаты, санатории для детей с церебральными параличами. Воспитание этого контингента детей затруднено неполноценностью их психики и социальной неприспособленностью. В специальных детских домах, кроме того, дети почти с рождения находятся вне семьи. Депривация, в особенности у органически неполноценных детей, порождает выраженные вторично-невротические и психопатоподобные…
Сексуальные проявления у олигофренов-дошкольников — следствие расторможенных влечений, которые недостаточно осознаются и не подвергаются моральной оценке, а потому и не подавляются, не скрываются от окружающих. Иной оценки и иного отношения требуют более старшие дети-олигофрены. По мере приближения к половой зрелости возрастает их сексуальная активность, они так или иначе осваивают нормы морали больше управляют своим поведением…
Незначительная часть воспитателей отвергает необходимость полового воспитания. Не количество противников полового воспитания, а неопытность и неосведомленность признающих его необходимость препятствует более эффективной социализации детей-олигофренов. Только в 1/3 классов специальных интернатов можно говорить о проведении полового воспитания в том или ином его виде, в остальных коллективах эта часть нравственного воспитания в жизнь не проводится. Детские учреждения…
Роль врача в проведении полового воспитания в дневных центрах и учреждениях интернатного и больничного типа многообразна и ответственна. Она определяется положением врача одновременно как специалиста (нередко — администратора) и как консультанта воспитателей. Врачу следует принимать определяющее участие в создании программы полового воспитания в коллективе с учетом возраста детей, состояния здоровья и особенностей предшествующего воспитания. Необходимо,…
Назначение гигиенических мероприятий в целом и индивидуализация их применительно к группе или ребенку — прямая обязанность врача. Врач оставляет за собой контроль за проведением полового воспитания в учреждении. Именно он определяет качественность и действенность принятой программы для коллектива и отдельных детей. При появлении случаев распущенного поведения или явной гиперсексуальности врач выясняет, в какой связи эти…