22 апреля 2009

Роль искусства в нравственно-половом воспитании

В нравственно-половом воспитании большую роль играет искусство. О. Larkin (1969) пишет о том, что если бы соблюдались истинно педагогические принципы художественного воспитания, то подлинно образованные мужчина и женщина были бы совершенно отличны от теперешней «продукции» американских школ. Хотя художественное воспитание — не средство для лечения пороков «общества потребления», значение художественного воспитания для формирования личности подчеркнуто совершенно верно. Оно особенно действенно в условиях социалистического общества.

На уроках основ Советского государства и права учитель имеет возможность раскрыть нравственный смысл и содержание основных положений закона о семье и браке, обеспечении прав детей, коснуться вопросов психологии и социальной психологии семьи, демографии, обосновать личную и общественную важность наличия в семье нескольких детей, их благотворное влияние на личностное развитие друг друга.

Интересные опыты для уроков по химии и физиологии, разработанные Н. Б. Коростелевым, позволяют полнее и нагляднее проводить противоалкогольную пропаганду [Богданович Л. A., 1971]. Перед каждым воспитателем должна быть поставлена задача антиникотиновой пропаганды.

Нельзя ограничиваться наказаниями за курение в школьных туалетах. Банальные сведения о том, что «капля никотина убивает лошадь», а «каждая сигарета сокращает жизнь на…» не убеждают подростков, как впрочем и взрослых. В школах должно проводиться прямое, ясное и доступное разъяснение вредности курения, и специальным методам такой пропаганды следует обучать не только врачей, но и учителей в вузах и на специальных занятиях [Косицкий Г. И. и др., 1977]. Целесообразно рассказать подросткам о вредном действии курения на потомство, о его губительном влиянии на физическое, психическое и сексуальное развитие.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Употребление алкоголя и наркотиков помогает преодолеть барьер застенчивости и стыдливости, стимулирует и раскрепощает эротичность. Порой это заходит непоправимо далеко, может создавать прямую угрозу психическому и физическому здоровью, особенно девочек, приводить к раннему материнству, сказывается на здоровье будущих детей. Дело еще и в том, что в наркотизации начинает складываться личность, склонная многие свои будущие проблемы решать…

Доброжелательная, тактичная и спокойная беседа с юношей или девушкой без моральной оценки врачом повода для обращения к нему, обеспечение возможности для них обратиться к такой беседе по собственной инициативе и перенесение центра тяжести на работу с родителями — оптимальная линия поведения врача в таких случаях. Строгие предписания, регламентация методических приемов в подобной работе представляются нецелесообразными…

Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны. Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….