22 апреля 2009

Преподаватели литературы в половом воспитании

Огромные возможности нравственно-полового воспитания раскрываются перед преподавателем литературы. Перед ним стоит столь же важная, сколь трудная задача.

Он может встретить неожиданных и сильных оппонентов в лице родителей, трактующих произведение в однобоко «заземленном» смысле, отвечающих на вопрос дочери, почему Татьяна не ушла с Онегиным: «Так у нее же муж генерал!» или выражающих свое отношение к «Даме с собачкой»: «У нее муж, у него жена, а что вытворяют!» [Лиходеев Л. И., 1970].

Нередко родители вообще считают гуманитарные предметы второстепенными, а иные пишут сочинения за детей, пока те занимаются физикой или математикой. Мы проанализировали стиль сочинений учащихся одного из 7-х классов и почти не обнаружили индивидуально-стилевых различий от ученика к ученику, особенно в сочинениях по темам изученных произведений.

Наблюдая подростков в условиях пионерского лагеря, мы столкнулись с тем, что ряд из них затрудняется в написании письма домой, не умея ни рассказать о своей жизни, ни передать своих впечатлений и переживаний. Живое и заинтересованное осмысление нравственных проблем в такой же мере обогащает язык, в какой язык помогает осмыслить и интернализовать нравственные категории и моральные правила.

На привитом нами языке подросток будет в последующем объясняться в любви, решать семейные проблемы, производственные и социальные вопросы, воспитывать детей. Случаи, когда нравственные проблемы героев произведений обсуждаются формально, трафаретно или директивно, либо растворяются в других проблемах и подменяются ими, не служат делу нравственного коммунистического воспитания.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



К нам на прием эндокринологом, не нашедшим эндокринных нарушений, была направлена девочка 13 лет с синдромом нервной анорексии. Масса ее тела отставала от возрастной нормы на 14 — 15 кг при нормальном росте, а начавшиеся в 11 лет менструации отсутствовали уже больше года. Она росла в небольшом городке, в спокойной и дружной семье, мечтала поступить…

В изолированном подходе к вопросам пола, не включенном в систему нравственного коммунистического воспитания, как подчеркивал А. С. Макаренко, заложены наиболее вредные пути полового воспитания. Но замалчивание проблем пола является разновидностью ханжества и лжи и по существу подрывает саму идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Воспитуемый — не бесполое существо, не просто школьник или подросток,…

Подростковый возраст, возраст полового созревания — критический период в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. Повышающееся внимание…

Трудности формирования образа тела проявляются и в манере подростков одеваться. За своеобразием и экстравагантностью стоит не только стремление к самоопределению и выделению себя из массы людей. Время и усилия, затрачиваемые людьми на оформление своей внешности, одежда, уход за кожей, татуировка и даже пластические операции направлены на создание соответствия своему идеальному образу, который может радикально изменяться…

Подросток хочет видеть во взрослом не подавляющий и недосягаемый образец, не проповедующего одно и делающего другое ханжу, а человека со своими достоинствами и недостатками, убеждающего всем своим прошлым и настоящим опытом, что единственный путь настоящего человека — самосовершенствование. Другая разновидность упущений, питающаяся отрывочными сведениями о «новых веяниях» в воспитании — снятие всякого контроля родителей и…