22 апреля 2009

Изолированный подход к вопросам пола

В изолированном подходе к вопросам пола, не включенном в систему нравственного коммунистического воспитания, как подчеркивал А. С. Макаренко, заложены наиболее вредные пути полового воспитания.

Но замалчивание проблем пола является разновидностью ханжества и лжи и по существу подрывает саму идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма.

Воспитуемый — не бесполое существо, не просто школьник или подросток, а всегда мальчик или девочка, которых и воспитывать надо вместе и по-разному.

Авторитарно-директивный стиль поведения взрослых должен быть отвергнут не только потому, что он неэффективен, но и потому, что воспитывает в подростке изоляцию от мира взрослых, неуверенность в себе как человеке, мужчине или женщине, плохо осознаваемую установку против любой дисциплины в последующем. Как правило, такому воспитательному стилю сопутствуют идеализация или намеренное приукрашивание взрослыми своего жизненного опыта, перенос его на жизнь подростка без учета пола и разницы поколений, выставление себя и своей жизни в качестве непререкаемого образца для копирования. О таком воспитателе не без злой иронии пишет Л. И. Лиходеев: «Сам он никогда в жизни не целовался, детей ему принес аист, а самого его нашли в капусте во время борьбы с вредителями овощных культур: боролись-боролись, смотрят — лежит!

Он никогда никого не любил, его никогда не лихорадило под городскими часами, он никогда не плакал от ревности. Он никогда не дарил цветов просто так, без повода и случая… А тем не менее и у мальчиков, и у девочек есть глаза, и ресницы, и брови, и губы, а у некоторых даже красивые волосы. Имеются у них даже руки, ноги и колени. И у девочек они красивее, чем у мальчиков. Такова уж игра природы. Но именно это обстоятельство не дает покоя моралистам-любителям, которые произошли от капустного листа, особой красотою не отличающегося. Поэтому они считают себя единственными знатоками вопроса; как быть с таким несчастьем как живой и теплый человек?

Что же происходит? Происходит ханжество. Происходит ложь, прикрытая ангельскими хитонами. И дети в возрасте до шестнадцати лет понимают это не хуже детей в возрасте после шестнадцати».

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Поколение родителей, испытывая известную тоску по детству, так или иначе идеализируя собственный жизненный опыт или принимая его за точку отсчета, не всегда оказывается в состоянии понять подростка и найти с ним общий язык в решении нравственных проблем. От взрослых зависит — достигнет ли диалог отцов и детей степени реального конфликта. Различия поколений, особенно ощутимые при…

Различия данных о сексуальном поведении подростков в разных странах

Сексуальная активность подростков (Schofield, 1968): 1 — поцелуи, 2 — свидания, 3 — ласки груди через платье, 4 — глубокий поцелуй, 5 — ласки груди под платьем, 6 — активная генитальная стимуляция, 7 — пассивная генитальная стимуляция, 8 — половой контакт. Данные о сексуальном поведении подростков различны в разных странах и соответствуют различиям господствующих моральных…

Мы полагаем, что пренебрежение гигиеной отражает в известной мере трудности реорганизации образа тела, и в практической работе исходим из того, что гигиена является средством помощи подростку в этом субъективно трудном и напряженном процессе. Впервые почувствовав расположение к сверстнице, мальчики могут становиться даже преувеличенно опрятными. Задерживая на этом внимание, подтрунивая, иронизируя, высказывая догадки, даже любя и…

Существует и целый ряд реже и менее осознаваемых влияний родителей на психосексуальное развитие ребенка. «Закормленные любовью», постоянно ощущающие свою «сверхценность» дети в последующей жизни не столько любят, сколько покровительствуют любви других к себе как основному способу своего самоутверждения. Их браки часто непрочны, в поисках любви и защиты они склонны возвращаться к родителям. Дети слишком холодных,…

Что такое кульминация в половом акте понимают далеко не все. Твердо указали на достижение ее у себя 81% юношей и 28% девушек, на достижение кульминации партнером — 3/4 девушек (1/3 юношей уверенно ответила, что партнерша не достигла кульминации, 21% юношей и 13% девушек — не были в этом уверены). Повторили половую связь в пределах суток…