22 апреля 2009

Половое воспитание в неполных семьях

В неполных семьях существует реальная опасность смещения эмоционального аспекта сексуальности. Яростное сопротивление подростка новому браку отца или матери выражает и усиливает его одностороннюю ориентацию, эгоистические интересы безраздельного и безоговорочного властвования в сыновней и (или) дочерней любви либо приводит к преждевременному и травмирующему надрыву отношений.

Полный отказ от себя во имя ребенка, которым нередко так горды одинокие матери (в наших наблюдениях — и некоторые одинокие отцы), и требование от детей аналогичного отказа от расположения к другим лицам являются теми формами порабощения ребенка, последствия которых и реакции на которые могут быть очень различными, в том числе — и нередко — возможность непрочности будущих браков таких детей. Подобные проблемы не являются обязательным и непременным спутником неполных семей, но вероятность их в таких условиях повышена и требует особого внимания педагогов, воспитателей и самих родителей.

Воспитание в учебных заведениях призвано продолжать половое воспитание в семье и выполнять ряд специальных задач. Среди них — задача систематического полового просвещения подростков. «К сожалению, педагогический процесс не соответствует своевременности получения информации в школьном курсе, — пишет.

Н. Куинджи (1978), — программа… должна быть составлена не по принципу того, что можно сказать школьнику, как это сделано сейчас, а по принципу того, что нужно знать человеку о физиологии половой функции». Заслуживает внимания опыт литовских коллег [Лауцявичене Н., Гершене Я., 1977] в 8 классах введен курс личной гигиены, разработанный сектором школьной медицины и гигиены Научно-исследовательского института педагогики Литвы.

Программа рассчитана на 35 ч: введение — 1 урок, общие сведения о личной гигиене и гигиене среды — 12, привычки и здоровье — 7, гигиена пола — 12 и профилактика травматизма — 3 урока. В программе уделено место профилактике венерических заболеваний и противоалкогольной пропаганде. Первый год проведения этой программы дал положительные результаты.

В Москве Домом санитарного просвещения и Главным управлением здравоохранения Мосгорисполкома разработан курс гигиены и полового воспитания для школ и в 1978 — 1979 учебном году начато его освоение. В Польской Народной Республике с 1973 г. в двух последних классах школы введен специальный предмет «Приспособление к жизни в социалистической семье».

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны. Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….