22 апреля 2009

Отклонения в физическом и половом созревании (Частный случай)

К нам на прием эндокринологом, не нашедшим эндокринных нарушений, была направлена девочка 13 лет с синдромом нервной анорексии. Масса ее тела отставала от возрастной нормы на 14 — 15 кг при нормальном росте, а начавшиеся в 11 лет менструации отсутствовали уже больше года. Она росла в небольшом городке, в спокойной и дружной семье, мечтала поступить в вуз и жить в большом городе. Приход менструаций восприняла спокойно. Быстро формирующаяся грудь и меняющиеся формы тела не остались без внимания матери, полностью посвятившей жизнь семье и дому, к девочке начали проявлять внимание и дружественное расположение те уже оформившиеся сверстницы, которые, как она считала, жили «растительной жизнью».

Такое сходство и связавшиеся с ним перспективы испугали ее, появилось стремление «не быть похожей на них» (на мать и сверстниц), разрешившееся в почти полном отказе от еды. Противодействие матери лишь усиливало эту линию поведения. Прекращение менструаций было воспринято девочкой как катастрофа — «не буду женщиной, не смогу иметь детей», но не связалось с голоданием.

Ее знания анатомии и физиологии пола и организма были весьма фрагментарны, а представления о роли женщины в семье и обществе — неустойчиво контрастны, что и определило содержание серии психотерапевтических бесед с ней. В связи с необходимостью отъезда домой для уменьшения невротического напряжения были назначены небольшие дозы элениума. В течение 7 мес восстановилась масса тела, через 5 мес после этого возобновились и стали регулярными менструации.

При наблюдении через 4 года: здорова, о случившемся вспоминает как о «наивном детстве». Конечно, это был не самый тяжелый случай нервной анорексии.

Свойственная некоторым подросткам неясность сексуальной идентификации может усиливаться условиями современной жизни и реакциями окружающих. Первое знакомство подростков 10 — 14 лет с обнаженным телом людей своего пола может вызвать смущение, и при сочетании с развивающейся эротичностью это может иногда способствовать более или менее выраженному гомосексуальному поведению.

Встречаясь с такими случаями, врач должен помнить, что гомосексуальное поведение может быть преходящим этапом нормального психосексуального развития и что «неосторожно наклеенный ярлык легко становится мощным патогенным фактором, стержнем, вокруг которого структурируется психосексуальное самосознание формирующейся личности». Насмешки и ирония или симпатизирующий интерес родителей и других взрослых к развивающемуся телу подростка могут мешать его адекватной сексуальной идентификации.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…

В изолированном подходе к вопросам пола, не включенном в систему нравственного коммунистического воспитания, как подчеркивал А. С. Макаренко, заложены наиболее вредные пути полового воспитания. Но замалчивание проблем пола является разновидностью ханжества и лжи и по существу подрывает саму идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Воспитуемый — не бесполое существо, не просто школьник или подросток,…

Трудности формирования образа тела проявляются и в манере подростков одеваться. За своеобразием и экстравагантностью стоит не только стремление к самоопределению и выделению себя из массы людей. Время и усилия, затрачиваемые людьми на оформление своей внешности, одежда, уход за кожей, татуировка и даже пластические операции направлены на создание соответствия своему идеальному образу, который может радикально изменяться…

Подросток хочет видеть во взрослом не подавляющий и недосягаемый образец, не проповедующего одно и делающего другое ханжу, а человека со своими достоинствами и недостатками, убеждающего всем своим прошлым и настоящим опытом, что единственный путь настоящего человека — самосовершенствование. Другая разновидность упущений, питающаяся отрывочными сведениями о «новых веяниях» в воспитании — снятие всякого контроля родителей и…

Подростковый возраст, возраст полового созревания — критический период в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. Повышающееся внимание…