22 апреля 2009

Качества взрослых в понятии подростка

Подросток хочет видеть во взрослом не подавляющий и недосягаемый образец, не проповедующего одно и делающего другое ханжу, а человека со своими достоинствами и недостатками, убеждающего всем своим прошлым и настоящим опытом, что единственный путь настоящего человека — самосовершенствование.

Другая разновидность упущений, питающаяся отрывочными сведениями о «новых веяниях» в воспитании — снятие всякого контроля родителей и воспитателей, моральная и этическая вседозволенность при предоставлении «полезных» знаний, которым и ограничивается работа с подростком. Наконец, третья весьма распространенная ошибочная тенденция взрослых — стремление обеспечить подростку бесконфликтное существование, избавить его от столкновений с жизнью. Результатом является отсутствие нравственной устойчивости, когда первое же соприкосновение с жизнью вызывает отчаяние, пессимизм, неверие в себя и людей.

Необходимо помнить, что подросток требует не столько самостоятельности — она его часто даже пугает, сколько признания права на самостоятельность. Уважение к его личности, к трудностям и потребностям, серьезный и доверительный обмен мнениями, попытки опровергнуть (а не отвергнуть) неверные представления, предложить и мотивировать (а не насаждать принудительно) линию поведения, вызвать стремление разрешать и преодолевать конфликты и трудности, через разумный и тактичный контроль воспитателя и коллектива выработать чувство личной и гражданской ответственности за себя и других — это тот путь, который обеспечивает человеческие права подростка и обогащает его личность.

Означает ли это недопустимость принуждения? Оно может и должно быть применено, если необходимость его не есть проявление слабости воспитателя и если оно исходит от уважаемых подростком личности или коллектива. Мы не можем не возразить против довольно распространенной утрированной оценки личного примера воспитателя, когда к его жизни и поведению предъявляются требования, в рамках его биографии невыполнимые. Личный пример воспитателя — это его отношение к жизни и себе, адекватные требованиям общества. В работе с подростками в этом плане важен и учет пола и психосексуальных установок воспитателей.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Поколение родителей, испытывая известную тоску по детству, так или иначе идеализируя собственный жизненный опыт или принимая его за точку отсчета, не всегда оказывается в состоянии понять подростка и найти с ним общий язык в решении нравственных проблем. От взрослых зависит — достигнет ли диалог отцов и детей степени реального конфликта. Различия поколений, особенно ощутимые при…

Различия данных о сексуальном поведении подростков в разных странах

Сексуальная активность подростков (Schofield, 1968): 1 — поцелуи, 2 — свидания, 3 — ласки груди через платье, 4 — глубокий поцелуй, 5 — ласки груди под платьем, 6 — активная генитальная стимуляция, 7 — пассивная генитальная стимуляция, 8 — половой контакт. Данные о сексуальном поведении подростков различны в разных странах и соответствуют различиям господствующих моральных…

Мы полагаем, что пренебрежение гигиеной отражает в известной мере трудности реорганизации образа тела, и в практической работе исходим из того, что гигиена является средством помощи подростку в этом субъективно трудном и напряженном процессе. Впервые почувствовав расположение к сверстнице, мальчики могут становиться даже преувеличенно опрятными. Задерживая на этом внимание, подтрунивая, иронизируя, высказывая догадки, даже любя и…

Существует и целый ряд реже и менее осознаваемых влияний родителей на психосексуальное развитие ребенка. «Закормленные любовью», постоянно ощущающие свою «сверхценность» дети в последующей жизни не столько любят, сколько покровительствуют любви других к себе как основному способу своего самоутверждения. Их браки часто непрочны, в поисках любви и защиты они склонны возвращаться к родителям. Дети слишком холодных,…

Что такое кульминация в половом акте понимают далеко не все. Твердо указали на достижение ее у себя 81% юношей и 28% девушек, на достижение кульминации партнером — 3/4 девушек (1/3 юношей уверенно ответила, что партнерша не достигла кульминации, 21% юношей и 13% девушек — не были в этом уверены). Повторили половую связь в пределах суток…