22 апреля 2009

Подростковый возраст

Подростковый возраст, возраст полового созревания — критический период в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Повышающееся внимание к этой возрастной группе обусловлено, по крайней мере, несколькими обстоятельствами:

Первое — в связи с увеличением рождаемости после второй мировой войны и снижением детской смертности произошел существенный рост численности подростков во всем мире и у нас в стране. Предполагают, что, несмотря на сокращение рождаемости, в последнее время в развитых странах эта тенденция, несколько замедлившись, сохранится и в будущем.

Второе — в быстро развивающемся современном мире глубокие изменения во всех сферах жизни происходят на протяжении жизни одного поколения, и к психике подростка предъявляются большие требования. Значение этого усиливается еще и тем, что представители разных возрастных групп в ряде вопросов оказываются носителями разных представлений о жизни. В нашей стране не существует идеологического разлада поколений, но поколение отцов обладает менее единым, чем несколько десятилетий назад, мнением по многим житейским вопросам. Это, в частности, касается представлений о мужественности и женственности, о роли полов в современном обществе и семье.

Третье — акселерация и связанные с ней диспропорции проявляются в более раннем возникновении специфических проблем подросткового возраста, которые уже поэтому, хотя не только поэтому, требуют уточнения и совершенствования подходов к их разрешению. К таким проблемам относится широкий круг вопросов поведения, так или иначе связанных с полом.

Четвертое — предоставление молодежи все большей самостоятельности, более раннее выделение из родительской, нуклеарной семьи, с новой остротой ставит вопрос о максимально адекватной подготовке в отрочестве к самостоятельной жизни.

Пятое, а по перспективной значимости первое, обстоятельство заключается в том, что будущее, как известно, принадлежит молодежи, а потому воспитание сегодняшнего подростка определяет завтрашний день нашего общества, воспитание последующих поколений.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



К нам на прием эндокринологом, не нашедшим эндокринных нарушений, была направлена девочка 13 лет с синдромом нервной анорексии. Масса ее тела отставала от возрастной нормы на 14 — 15 кг при нормальном росте, а начавшиеся в 11 лет менструации отсутствовали уже больше года. Она росла в небольшом городке, в спокойной и дружной семье, мечтала поступить…

В изолированном подходе к вопросам пола, не включенном в систему нравственного коммунистического воспитания, как подчеркивал А. С. Макаренко, заложены наиболее вредные пути полового воспитания. Но замалчивание проблем пола является разновидностью ханжества и лжи и по существу подрывает саму идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Воспитуемый — не бесполое существо, не просто школьник или подросток,…

Трудности формирования образа тела проявляются и в манере подростков одеваться. За своеобразием и экстравагантностью стоит не только стремление к самоопределению и выделению себя из массы людей. Время и усилия, затрачиваемые людьми на оформление своей внешности, одежда, уход за кожей, татуировка и даже пластические операции направлены на создание соответствия своему идеальному образу, который может радикально изменяться…

Подросток хочет видеть во взрослом не подавляющий и недосягаемый образец, не проповедующего одно и делающего другое ханжу, а человека со своими достоинствами и недостатками, убеждающего всем своим прошлым и настоящим опытом, что единственный путь настоящего человека — самосовершенствование. Другая разновидность упущений, питающаяся отрывочными сведениями о «новых веяниях» в воспитании — снятие всякого контроля родителей и…

Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…