22 апреля 2009

Отклонения в физическом и половом созревании

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка.

Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает — каким будет и боится об этом говорить. Сравнивая себя со сверстниками, с существующими стандартами, предлагаемыми кино, телевидением, литературой, модой, подростки нередко тщательно скрывают возникающую при этом тревогу, которая может, однако, проявляться в фантазиях, рисунках, отношении к своему изображению в зеркале («симптом зеркала»), своим фотоизображениям [Лебединская К. С, 1974; Немировская С. В., 1977, и др.].

От того, как организуются чувства и знания подростка о себе, зависит его будущее отношение к себе и окружающим, к любви, общая система стандартов для оценки окружающего мира. Связанные с реорганизацией образа тела переживания прослеживаются в картине кризовых пубертатных состояний [Сухарева Г. Е., 1959].

Если развитие вторичных половых признаков происходит медленнее, чем у сверстников, может возникать чувство неполноценности. Наоборот, более сформированные подростки могут тяготиться излишним вниманием, стремиться изменить фигуру (особенно девочки), становятся робкими, замкнутыми. Менструации — не только признак женственности, это и утрата детства, отсюда сложное и иногда невротическое отношение к развивающейся женственности.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки…

У многих родителей возникает доминирующая тенденция оградить ребенка от всякой информации, связанной с полом, побуждающая устанавливать строжайшую цензуру в чтении, знакомстве с искусством. «Но прекрасное, — пишет Л. Лиходеев, — существует. Существует мудрый Рембрандт и неуемный Рубенс; существует грозный в своем смехе Рабле и веселый Бокаччо. И весь ужас в том, что существуют они уже…

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

По данным нашего опроса молодежи отмечены: проявления эксгибиционизма у 1 % мальчиков и 1 % девочек, визионизма — у 5,5% мальчиков и 0,3% девочек, опыт половой жизни в подростковом возрасте — у 14,5% мальчиков и 0,66% девочек. Возможны и другие формы удовлетворения влечения, например, орально-генитальный контакт [Свядощ А. М., 1971]. Неустойчивость сексуального поведения подростков способствует…