22 апреля 2009

Отклонения в физическом и половом созревании

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка.

Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает — каким будет и боится об этом говорить. Сравнивая себя со сверстниками, с существующими стандартами, предлагаемыми кино, телевидением, литературой, модой, подростки нередко тщательно скрывают возникающую при этом тревогу, которая может, однако, проявляться в фантазиях, рисунках, отношении к своему изображению в зеркале («симптом зеркала»), своим фотоизображениям [Лебединская К. С, 1974; Немировская С. В., 1977, и др.].

От того, как организуются чувства и знания подростка о себе, зависит его будущее отношение к себе и окружающим, к любви, общая система стандартов для оценки окружающего мира. Связанные с реорганизацией образа тела переживания прослеживаются в картине кризовых пубертатных состояний [Сухарева Г. Е., 1959].

Если развитие вторичных половых признаков происходит медленнее, чем у сверстников, может возникать чувство неполноценности. Наоборот, более сформированные подростки могут тяготиться излишним вниманием, стремиться изменить фигуру (особенно девочки), становятся робкими, замкнутыми. Менструации — не только признак женственности, это и утрата детства, отсюда сложное и иногда невротическое отношение к развивающейся женственности.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….