22 апреля 2009

Пубертатный период

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями.

Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания. На этом уровне девочки придают больше значения внешней привлекательности, а мальчики — физическим качествам, физической силе.

Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, моторика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущения первых менструаций у девочек, необычность полового напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчиков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций.

Они ставят его перед объективно естественным и необходимым, а субъективно — противоречивым единством утраты привычного телесного образа, с одной стороны, и удовлетворением от своего роста, с другой. В разной степени и с различно выраженной рефлексией эти коллизии, требующие времени для их разрешения, переживаются всеми подростками. П. Жанэ (1911) описал группу «стыдящихся тела», состоявшую из молодых людей и девушек, переживающих, что они слишком быстро растут и полнеют, боящихся стать уродливыми или смешными, пугающихся развития вторичных половых признаков.

В современной литературе эти состояния известны как дисморфофобия, синдром Квазимодо. Блестящее описание непатологической дисморфофобии в подростковом возрасте находим в «Отрочестве» Л. Толстого.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Подросток, многие привязанности которого осознанно или неосознанно связаны с формирующейся сексуальностью, не только ищет общения, но и ориентируется на группу при выработке эталона общения между полами. При отсутствии должного воспитания он находит в группе основной или единственный источник информации и образцов ролевого поведения, которые далеко не всегда являются желательными. В таких группах, не объединенных позитивной…

Медико-педагогические рекомендации по половому воспитанию подростков должны исходить, по крайней мере, из двух обстоятельств: особенности и результаты полового воспитания на предшествующих этапах развития на сегодняшний день оставляют желать лучшего; минимальный возраст вступления в брак согласно данным ВОЗ о семье и браке установлен в 18, а в ряде республик — в 16 лет. Можно сказать, что…

В нравственно-половом воспитании большую роль играет искусство. О. Larkin (1969) пишет о том, что если бы соблюдались истинно педагогические принципы художественного воспитания, то подлинно образованные мужчина и женщина были бы совершенно отличны от теперешней «продукции» американских школ. Хотя художественное воспитание — не средство для лечения пороков «общества потребления», значение художественного воспитания для формирования личности подчеркнуто…

Психическое развитие 11-летних детей, матери которых курили после 4-го месяца беременности

Психическое развитие 11-летних детей, матери которых курили после 4-го месяца беременности (влияние других факторов исключено):1 — общие способности, 2 — чтение, 3 — математика. По вертикали — отклонение в мес от среднестатистической нормы (0). По горизонтали — число выкуриваемых матерью в сутки сигарет. Существует определенная связь между алкоголизацией матери и отца не только с психическим…

Доброжелательная, тактичная и спокойная беседа с юношей или девушкой без моральной оценки врачом повода для обращения к нему, обеспечение возможности для них обратиться к такой беседе по собственной инициативе и перенесение центра тяжести на работу с родителями — оптимальная линия поведения врача в таких случаях. Строгие предписания, регламентация методических приемов в подобной работе представляются нецелесообразными…