22 апреля 2009

Пубертатный период

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями.

Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания. На этом уровне девочки придают больше значения внешней привлекательности, а мальчики — физическим качествам, физической силе.

Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, моторика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущения первых менструаций у девочек, необычность полового напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчиков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций.

Они ставят его перед объективно естественным и необходимым, а субъективно — противоречивым единством утраты привычного телесного образа, с одной стороны, и удовлетворением от своего роста, с другой. В разной степени и с различно выраженной рефлексией эти коллизии, требующие времени для их разрешения, переживаются всеми подростками. П. Жанэ (1911) описал группу «стыдящихся тела», состоявшую из молодых людей и девушек, переживающих, что они слишком быстро растут и полнеют, боящихся стать уродливыми или смешными, пугающихся развития вторичных половых признаков.

В современной литературе эти состояния известны как дисморфофобия, синдром Квазимодо. Блестящее описание непатологической дисморфофобии в подростковом возрасте находим в «Отрочестве» Л. Толстого.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…