22 апреля 2009

Привязанности связанные с формирующейся сексуальностью

Подросток, многие привязанности которого осознанно или неосознанно связаны с формирующейся сексуальностью, не только ищет общения, но и ориентируется на группу при выработке эталона общения между полами. При отсутствии должного воспитания он находит в группе основной или единственный источник информации и образцов ролевого поведения, которые далеко не всегда являются желательными.

В таких группах, не объединенных позитивной программой, происходит и некоторое смещение половых ролей. Оно определяется не только биархатными сдвигами в современном обществе, но и возрастно-половыми психологическими особенностями. Мальчики больше тяготеют к группированию со сверстниками своего пола. Девочки свободнее в общении, охотнее отдают предпочтение мужскому статусу и, возможно, поэтому легче перенимают шаблоны маскулинного поведения.

В более или менее равноправном общении те мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические интересы и потребности, индуцируют ими девочек, но и сами воспринимают у них склонность к саморефлексии, большую потребность в интимности, ласке, эмоциональном тепле. Алкоголь, табак и другие наркотические вещества составляют предмет искушения, мимо которого может пройти не каждый подросток — будь то мальчик или девочка. У подростков быстрее, чем у взрослых, формируется неодолимое влечение к наркотизации, принимающее разные формы (курение, алкоголизация, употребление наркотиков и доступных их заменителей, иногда вплоть до пятновыводителя и бензина).

Эти подростки, в большинстве своем отклоняющиеся от нормы с раннего возраста, составляют основную часть подростков-правонарушителей. По данным А. Е. Личко и Л. П. Рубиной [Личко А. Е., 1977] среди подростков, злоупотребляющих алкоголем и состоящих на учете в милиции, 40% начали алкоголизацию в 11 — 13 лет, еще 40% — в 14 — 15 лет и 20% — в 16 — 17 лет. В нашей стране несравненно меньше распространен алкоголизм среди молодежи, нежели в ряде западных стран, но каждый случай наркотизации требует внимания и профилактических мер.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки…

У многих родителей возникает доминирующая тенденция оградить ребенка от всякой информации, связанной с полом, побуждающая устанавливать строжайшую цензуру в чтении, знакомстве с искусством. «Но прекрасное, — пишет Л. Лиходеев, — существует. Существует мудрый Рембрандт и неуемный Рубенс; существует грозный в своем смехе Рабле и веселый Бокаччо. И весь ужас в том, что существуют они уже…

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

По данным нашего опроса молодежи отмечены: проявления эксгибиционизма у 1 % мальчиков и 1 % девочек, визионизма — у 5,5% мальчиков и 0,3% девочек, опыт половой жизни в подростковом возрасте — у 14,5% мальчиков и 0,66% девочек. Возможны и другие формы удовлетворения влечения, например, орально-генитальный контакт [Свядощ А. М., 1971]. Неустойчивость сексуального поведения подростков способствует…