22 апреля 2009

Душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные, растлевающие сведения.

В художественной и специальной литературе достаточно примеров того, что снабженный такими сведениями подросток может рассматривать взрослых вообще, родителей и педагогов в частности как конкретных носителей всего того стыдного и грязного, что ему известно об отношениях полов.

В то же время действительное отношение многих взрослых к сексуальности представляет собой смесь ханжества и неосведомленности в вопросах пола (напомним, что по данным К. Имелинского, лишь 20% взрослых мужчин — реальных и потенциальных отцов и воспитателей! — считали поллюции нормальным явлением).

При этом обычно взрослый не только уверен в своем праве на сексуальность и в ее непредосудительности, но и осуждает любые проявления сексуальности у других, особенно у молодежи. Такое различие позиций воспитателя и воспитуемого является одной из причин того, что начинающееся только в подростковом возрасте половое воспитание является, строго говоря, лишь попыткой перевоспитания, успешность которого значительно затруднена, прямое же, непосредственное формирование полового поведения теперь уже оказывается невозможным.

Признание этого факта не освобождает родителей и воспитателей от ответственности за нравственное и психосексуальное развитие подростка, находящегося на пороге зрелости, а лишь увеличивает эту ответственность.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны. Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….