22 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации по половому воспитанию подростков

Медико-педагогические рекомендации по половому воспитанию подростков должны исходить, по крайней мере, из двух обстоятельств:

  • особенности и результаты полового воспитания на предшествующих этапах развития на сегодняшний день оставляют желать лучшего;
  • минимальный возраст вступления в брак согласно данным ВОЗ о семье и браке установлен в 18, а в ряде республик — в 16 лет.

Можно сказать, что половое воспитание подростка сегодня определяет его готовность к семейно-брачным отношениям и имеет важность государственной задачи. Эта задача стоит перед каждым воспитателем и выполнение ее есть выполнение долга перед подрастающим поколением и обществом.

Перед врачом, встречающимся с теми или иными формами сексуального поведения и полового развития, встает нелегкая порой задача разграничения патологических и нормальных вариантов. Трудно выбрать правильную тактику, когда нет уверенности в патологичности поведения подростка. Опыт показывает, что поспешное направление к психиатру, мотивируемое констатацией «тяжелой патологии» несет в себе значительную опасность ятрогении и нарушает доверие к врачу.

Уместнее тактика временного выжидания, в период которого можно получить дополнительные данные для квалификации сексуального поведения, провести необходимую работу с родителями, а при сохраняющейся неясности и предварительную консультацию со специалистом сначала без участия подростка. При направлении к психиатру или сексопатологу необходимо создать у подростка и родителей установку безопасности, доверия и откровенности. Не менее трудна задача врача и тогда, когда сексуальное поведение подростка расценено как нормальное.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Часто преувеличенное мнение многих взрослых о развращенности подростков, обязанное то ханжеству и связанному с ним страху за собственных детей («неиспорченных» в отличие от прочих сверстников), то возрастным барьерам взаимопонимания, то потрясающим родителей слухам о ранних беременностях или половых преступлениях, может существенно препятствовать правильному течению процесса формирования адекватного отношения молодежи к лицам противоположного пола. Неуважение, оскорбительные…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…

В изолированном подходе к вопросам пола, не включенном в систему нравственного коммунистического воспитания, как подчеркивал А. С. Макаренко, заложены наиболее вредные пути полового воспитания. Но замалчивание проблем пола является разновидностью ханжества и лжи и по существу подрывает саму идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Воспитуемый — не бесполое существо, не просто школьник или подросток,…

К нам на прием эндокринологом, не нашедшим эндокринных нарушений, была направлена девочка 13 лет с синдромом нервной анорексии. Масса ее тела отставала от возрастной нормы на 14 — 15 кг при нормальном росте, а начавшиеся в 11 лет менструации отсутствовали уже больше года. Она росла в небольшом городке, в спокойной и дружной семье, мечтала поступить…