22 апреля 2009

Объемы и сроки сообщения знаний

Касаясь объема и сроков сообщения знаний, Н. Grassel (1967) рекомендует такую тематику знаний в возрасте 11 — 16 лет: «Социалистическое общество-брак, семья», «Социалистическая мораль и отношения между полами», «Половое созревание в детском и подростковом возрасте», «Сексуальное созревание», «О вопросе воздержания», «Отношения между мальчиками и девочками», «Дружба и любовь», «Психофизиологическое единство в половой сфере», «Строение и функции половых органов», «Менструации и менструационная гигиена» — специально для девочек, «Проблемы мастурбации» — специально для мальчиков, «Проблемы беременности», «Роды и выкидыш», «Венерические болезни».

Занятия проводятся в форме совместных для мальчиков и девочек бесед. Обычно это беседы с классом, позволяющие осуществлять и задачи групповой терапии. Раздельные беседы по большинству тем Н. Grassel считает нежелательными, так как они обостряют любопытство к специфике другого пола. Желательно предупредить подростков (особенно девушек), что при раннем начале половой жизни она не приносит ожидаемого удовлетворения. Применительно к условиям нашей страны эти рекомендации нуждаются в уточнении, доработке и адаптации.

Р. Борман (1975) считает целесообразным вводить в такие занятия темы планирования семьи, регуляции рождаемости и даже контрацепции.

При отсутствии специальной программы задачи полового воспитания могут и должны осуществляться учителями в ходе преподавания отдельных предметов. Сведения по биологии пола предлагаются учащимся при изучении биологии, анатомии, физиологии и гигиены человека [Зверев И. Д., 1969]. Обычно конспективные и несколько суховатые соответствующие разделы учебников нуждаются в дополнениях педагогов, освещающих специально человеческие аспекты пола. В результате бесед с подростками мы пришли к выводу о целесообразности проведения таких занятий в середине учебного года.

Сейчас на эти темы выделяются последние в учебном году уроки, когда, например, ученики 8-го класса находятся в состоянии весенней взбудораженности и предэкзаменационного напряжения и практически не усваивают содержания этих уроков.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны. Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….