22 апреля 2009

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II)

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II) их воспитателем по перечню свойств: а — семейные Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II)взаимоотношения, б — сочувствие, в — грубость, г — несговорчивость, д — тщеславие, е — капризность, ж — доверчивость, з — любов-ные отношения. Оценка от максимально положительной (I) до максимально отрицательной (7) [Guhlman, Redlich, цит. по «Критерии и нормативы. . .», 1974].

Как видно из рисунке, приводимого теми же авторами, в оценке воспитателями отдельных качеств подростков отражаются как типичные возрастные закономерности, так и связанные с полом различия взглядов подростков по вопросам семейных взаимоотношений, в проявлении сочувствия, грубости, несговорчивости, тщеславия, капризности, доверчивости, любовных отношений. Подросток деятельно коллективен, но соблюдение интересов группы нередко становится для него определяющим. Такое полное отождествление себя с группой и подчинение ей являются необходимой стадией социализации, а то — хороши эти тенденции или плохи объективно, зависит от воспитателей, умеющих или не умеющих организовать группу в коллектив. В последнее время эта сторона жизни подростков привлекает все большее внимание в связи с проблемой «подъездов», «опасного возраста», «трудных» и проч.

Сама проблема и отношение к ней взрослых и подростков неоднозначны. Очевидно, что эта проблема в немалой степени является результатом пробелов в воспитании. Для большинства подростков из числа относимых к категории «трудных» «жизнь в подъезде» — лишь этап, который впоследствии оценивается ими как «выброшенные годы… блеклая картинка без смысла». Вместе с тем, сами подростки помогают понять мотивы их «трудного» поведения.

Одни, например, говорят: «Нам нужно жизненное пространство… невозможно представить себе героев Гайдара, загнанных в тесные подъезды, …только в подъезде мы можем обсудить важные вопросы пола… в подъезды нас гонит скука»…

Другие заявляют: «Мы же не только «балдеем» по вечерам, но и взрослеем… квартира охраняется как музей». Не проводя анализа проблемы в целом, обратимся лишь к некоторым ее сторонам, касающимся сексуальности. Современного подростка, избавленного нередко от задач обеспечения своего существования и быстро растущего, значительно больше, чем 30 — 40 лет назад, волнует проблема «он и она». В этой области влияние сверстников наиболее сильно.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Употребление алкоголя и наркотиков помогает преодолеть барьер застенчивости и стыдливости, стимулирует и раскрепощает эротичность. Порой это заходит непоправимо далеко, может создавать прямую угрозу психическому и физическому здоровью, особенно девочек, приводить к раннему материнству, сказывается на здоровье будущих детей. Дело еще и в том, что в наркотизации начинает складываться личность, склонная многие свои будущие проблемы решать…

Доброжелательная, тактичная и спокойная беседа с юношей или девушкой без моральной оценки врачом повода для обращения к нему, обеспечение возможности для них обратиться к такой беседе по собственной инициативе и перенесение центра тяжести на работу с родителями — оптимальная линия поведения врача в таких случаях. Строгие предписания, регламентация методических приемов в подобной работе представляются нецелесообразными…

В пионерской и комсомольской работе, в широкой системе внеклассных занятий, при проведении любых воспитательных мероприятий нельзя игнорировать вопросы правильного полового воспитания. Из-за явных недочетов в этом плане в западных странах появились, в частности, сообщения о так называемом «синдроме хамелеона», заключающемся в стирании ролевых особенностей поведения юношей и девушек под влиянием неадекватных экспектаций. Подобное явление стало…

Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны. Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение…