22 апреля 2009

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II)

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II) их воспитателем по перечню свойств: а — семейные Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II)взаимоотношения, б — сочувствие, в — грубость, г — несговорчивость, д — тщеславие, е — капризность, ж — доверчивость, з — любов-ные отношения. Оценка от максимально положительной (I) до максимально отрицательной (7) [Guhlman, Redlich, цит. по «Критерии и нормативы. . .», 1974].

Как видно из рисунке, приводимого теми же авторами, в оценке воспитателями отдельных качеств подростков отражаются как типичные возрастные закономерности, так и связанные с полом различия взглядов подростков по вопросам семейных взаимоотношений, в проявлении сочувствия, грубости, несговорчивости, тщеславия, капризности, доверчивости, любовных отношений. Подросток деятельно коллективен, но соблюдение интересов группы нередко становится для него определяющим. Такое полное отождествление себя с группой и подчинение ей являются необходимой стадией социализации, а то — хороши эти тенденции или плохи объективно, зависит от воспитателей, умеющих или не умеющих организовать группу в коллектив. В последнее время эта сторона жизни подростков привлекает все большее внимание в связи с проблемой «подъездов», «опасного возраста», «трудных» и проч.

Сама проблема и отношение к ней взрослых и подростков неоднозначны. Очевидно, что эта проблема в немалой степени является результатом пробелов в воспитании. Для большинства подростков из числа относимых к категории «трудных» «жизнь в подъезде» — лишь этап, который впоследствии оценивается ими как «выброшенные годы… блеклая картинка без смысла». Вместе с тем, сами подростки помогают понять мотивы их «трудного» поведения.

Одни, например, говорят: «Нам нужно жизненное пространство… невозможно представить себе героев Гайдара, загнанных в тесные подъезды, …только в подъезде мы можем обсудить важные вопросы пола… в подъезды нас гонит скука»…

Другие заявляют: «Мы же не только «балдеем» по вечерам, но и взрослеем… квартира охраняется как музей». Не проводя анализа проблемы в целом, обратимся лишь к некоторым ее сторонам, касающимся сексуальности. Современного подростка, избавленного нередко от задач обеспечения своего существования и быстро растущего, значительно больше, чем 30 — 40 лет назад, волнует проблема «он и она». В этой области влияние сверстников наиболее сильно.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

По данным нашего опроса молодежи отмечены: проявления эксгибиционизма у 1 % мальчиков и 1 % девочек, визионизма — у 5,5% мальчиков и 0,3% девочек, опыт половой жизни в подростковом возрасте — у 14,5% мальчиков и 0,66% девочек. Возможны и другие формы удовлетворения влечения, например, орально-генитальный контакт [Свядощ А. М., 1971]. Неустойчивость сексуального поведения подростков способствует…

Иногда достоянием взрослых становятся случаи, когда в обществе сверстников подросток участвует в циничных беседах, рассказывает грязные анекдоты и т. д. Необходимо помнить, что наибольшую настороженность должны вызывать те случаи, когда мальчик или девочка молчаливо присутствуют в такой компании, по разным причинам не принимая участия в происходящем, но и не покидая компанию, не выражая несогласия или…

Познавая себя, подросток приходит к формированию идеального образа своего «я» и стремится этому образу соответствовать. Тем самым он вступает в период самовоспитания, которое во все большей мере становится призмой, преломляющей внешние воспитательные влияния. Иногда самовоспитание принимает крайние формы: мальчик для воспитания смелости, например, прыгает с моста, рискуя жизнью, или затевает драку, девочка для преодоления стыдливости…

Различия данных о сексуальном поведении подростков в разных странах

Сексуальная активность подростков (Schofield, 1968): 1 — поцелуи, 2 — свидания, 3 — ласки груди через платье, 4 — глубокий поцелуй, 5 — ласки груди под платьем, 6 — активная генитальная стимуляция, 7 — пассивная генитальная стимуляция, 8 — половой контакт. Данные о сексуальном поведении подростков различны в разных странах и соответствуют различиям господствующих моральных…