22 апреля 2009

Пионерские и комсомольские работы в нравственно-половом воспитании

В пионерской и комсомольской работе, в широкой системе внеклассных занятий, при проведении любых воспитательных мероприятий нельзя игнорировать вопросы правильного полового воспитания. Из-за явных недочетов в этом плане в западных странах появились, в частности, сообщения о так называемом «синдроме хамелеона», заключающемся в стирании ролевых особенностей поведения юношей и девушек под влиянием неадекватных экспектаций. Подобное явление стало наблюдаться и среди части нашей молодежи.

Широкое развитие профтехобразования ставит проблему полового воспитания подростков в ПТУ и на предприятиях. Сложный психологический мир подростка, оказавшегося в среде старших, перед лицом новых для него требований блестяще отражен в повести Г. Галаховой «Первый раз прощается», в ряде газетных публикаций, показывающих благоприятное влияние трудового воспитания на формирование личности подростка.

И, вместе с тем, рядом специальных опросов установлено, что в среде старших подростки нередко вовлекаются в беседы на сексуальные темы, ведущиеся в уличном тоне. В таких беседах иногда участвуют и женщины. Около половины подростков считают такие беседы интересными, более одной трети — равнодушны к ним.

Для изжития этих явлений консультации воспитателям ПТУ, инженерно-техническим работникам, наставникам молодых рабочих должны стать одной из важных задач врачей ПТУ и медсанчастей. Мы полагаем, что вводимые школьные программы полового воспитания должны быть в ближайшем времени распространены с соответствующими коррективами и на программы училищ профтехобразования.

Сегодня в силу отсутствия систематической специальной поготовки родителей и педагогов, недостаточного и неверного полового воспитания в более раннем возрасте — задача полового воспитания подростков особенно трудна и ответственна. От того, как она выполняется, прямо зависят здоровье, счастье и социальная ценность подрастающего поколения, активных членов нынешнего общества и будущих его поколений. В выполнении этой задачи врач должен взять на себя роль инициатора и организатора построения практической системы половой психогигиены, полового воспитания.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…

Не менее, а часто и более драматические проблемы возникают в связи с пробуждающимся у подростка половым чувством. Ни с чем не связано столько, к сожалению, до сих пор окончательно не изжитых даже среди врачей заблуждений, предрассудков и страхов, сколько с подростковой мастурбацией. Ее считают причиной импотенции, неврастении, далее слабоумия, шизофрении и т. д. При этом…

Родители могут быть недостаточно готовы к тому, что для детей семейные границы станут скоро узкими, и болезненно реагируют на предвестники и признаки взросления детей, неотвратимость которого все более очевидна. Развивается своеобразная ревность, когда, боясь отрыва детей от себя, родители стараются всячески привязать мальчика или девочку к себе, сохранить «права собственности» на ребенка. Чем больше эти…

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки…