22 апреля 2009

Трудности в лечебно-коррекционной работе

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны.

Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение онанизма, является не лечебной, а скорее патогенной методикой, ибо подтверждает мнимую во многих случаях патологичность онанизма. При этом и самим фактом назначения медикаментозного лечения, и неэффективностью этого лечения усиливаются психологическое напряжение и изоляция подростка.

Уделяя особое внимание работе с семьей [Каган В. Е., 1978], психотерапевтическую работу с подростком следует проводить без родителей. Прежде всего необходимо преодолеть сопротивление, сложившееся в «войне» с родителями и самим собой и спаянное с чувством постыдности. Желательно, чтобы врач и пациент были одного пола. Общий тон беседы должен быть таким, чтобы подросток мог почувствовать, что врач говорит с ним о тех естественных трудностях развития, которые в свое время переживали многие теперь взрослые люди.

Подростка беспокоит на столько сам по себе онанизм, сколько связанный с ним душевный конфликт. Тяжелая борьба с самим собой при возникновении побуждения и угрызения совести после удовлетворения его, опасения, неприязнь к самому себе после онанистического акта способствуют тому, что он, во-первых, не приносит достаточной разрядки напряжения и, во-вторых, по своему характеру все больше приближается к навязчивостям — чем больше психическое напряжение, тем больше потребность в его разрядке и меньше эффект разрядки. Так замыкается порочный круг внутриличностного, поглощающего подростка конфликта, который приводит к учащению мастурбации.

Высокая половая возбудимость подростка, не сумевшего обрести приемлемых способов предупреждения и своевременной нейтрализации эротических побуждений, затрудняет прогнозирование ситуаций, которые могут провоцировать мастурбацию: ими могут быть случайные сексуальные раздражения, подражание, разговоры и поведение окружающих, даже иной раз телепередачи, книги, кино, музыка, суррогат полового возбуждения и эрекции при тряске в транспорте, тесный телесный контакт в толчее и многое другое.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….