22 апреля 2009

Трудности в лечебно-коррекционной работе

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны.

Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение онанизма, является не лечебной, а скорее патогенной методикой, ибо подтверждает мнимую во многих случаях патологичность онанизма. При этом и самим фактом назначения медикаментозного лечения, и неэффективностью этого лечения усиливаются психологическое напряжение и изоляция подростка.

Уделяя особое внимание работе с семьей [Каган В. Е., 1978], психотерапевтическую работу с подростком следует проводить без родителей. Прежде всего необходимо преодолеть сопротивление, сложившееся в «войне» с родителями и самим собой и спаянное с чувством постыдности. Желательно, чтобы врач и пациент были одного пола. Общий тон беседы должен быть таким, чтобы подросток мог почувствовать, что врач говорит с ним о тех естественных трудностях развития, которые в свое время переживали многие теперь взрослые люди.

Подростка беспокоит на столько сам по себе онанизм, сколько связанный с ним душевный конфликт. Тяжелая борьба с самим собой при возникновении побуждения и угрызения совести после удовлетворения его, опасения, неприязнь к самому себе после онанистического акта способствуют тому, что он, во-первых, не приносит достаточной разрядки напряжения и, во-вторых, по своему характеру все больше приближается к навязчивостям — чем больше психическое напряжение, тем больше потребность в его разрядке и меньше эффект разрядки. Так замыкается порочный круг внутриличностного, поглощающего подростка конфликта, который приводит к учащению мастурбации.

Высокая половая возбудимость подростка, не сумевшего обрести приемлемых способов предупреждения и своевременной нейтрализации эротических побуждений, затрудняет прогнозирование ситуаций, которые могут провоцировать мастурбацию: ими могут быть случайные сексуальные раздражения, подражание, разговоры и поведение окружающих, даже иной раз телепередачи, книги, кино, музыка, суррогат полового возбуждения и эрекции при тряске в транспорте, тесный телесный контакт в толчее и многое другое.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…

Не менее, а часто и более драматические проблемы возникают в связи с пробуждающимся у подростка половым чувством. Ни с чем не связано столько, к сожалению, до сих пор окончательно не изжитых даже среди врачей заблуждений, предрассудков и страхов, сколько с подростковой мастурбацией. Ее считают причиной импотенции, неврастении, далее слабоумия, шизофрении и т. д. При этом…

У многих родителей возникает доминирующая тенденция оградить ребенка от всякой информации, связанной с полом, побуждающая устанавливать строжайшую цензуру в чтении, знакомстве с искусством. «Но прекрасное, — пишет Л. Лиходеев, — существует. Существует мудрый Рембрандт и неуемный Рубенс; существует грозный в своем смехе Рабле и веселый Бокаччо. И весь ужас в том, что существуют они уже…

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки…