22 апреля 2009

Доминирование потребности в самораскрытии

Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского ролевого поведения. Вместе с тем возникает классический вопрос этого возраста о «дружбе и любви».

В древнеиндийском трактате «Ветви персика» (цит. по Ю. Б. Рюрикову, 1967) говорится: «Три источника имеют влечения человека — душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения разума порождают уважение. Влечения тела порождают желания. Соединение трех влечений порождает любовь».

Подросток, ища себя в любви, чаще всего мечется между этими крайностями, прежде чем сумеет объединить различные влечения в одном чувстве. В раннем периоде созревания половое влечение изолировано от психической составляющей. Это возраст любви-дружбы, любви-идеализации, чистых и целомудренных отношений. Стремление ухаживать и иметь поклонников, нежность, кокетство, мечтания еще не связываются с половым влечением.

На этой стадии любовь выражается в мечтах, во влюбленности издали, а в реальной жизни другой пол часто отвергается или даже вызывает неприязнь [Дерябин В. С, 1974]. У мальчиков, с их раньше пробуждающимся половым влечением, этот разлад особенно напряжен, противоречив. Как верно подмечено, подросток часто не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

У некоторых людей этот драматический конфликт «возвышенной» психической и «низменной» телесной сторон любви сохраняется в течение всей жизни.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки…

У многих родителей возникает доминирующая тенденция оградить ребенка от всякой информации, связанной с полом, побуждающая устанавливать строжайшую цензуру в чтении, знакомстве с искусством. «Но прекрасное, — пишет Л. Лиходеев, — существует. Существует мудрый Рембрандт и неуемный Рубенс; существует грозный в своем смехе Рабле и веселый Бокаччо. И весь ужас в том, что существуют они уже…

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

По данным нашего опроса молодежи отмечены: проявления эксгибиционизма у 1 % мальчиков и 1 % девочек, визионизма — у 5,5% мальчиков и 0,3% девочек, опыт половой жизни в подростковом возрасте — у 14,5% мальчиков и 0,66% девочек. Возможны и другие формы удовлетворения влечения, например, орально-генитальный контакт [Свядощ А. М., 1971]. Неустойчивость сексуального поведения подростков способствует…