22 апреля 2009

Доминирование потребности в самораскрытии

Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского ролевого поведения. Вместе с тем возникает классический вопрос этого возраста о «дружбе и любви».

В древнеиндийском трактате «Ветви персика» (цит. по Ю. Б. Рюрикову, 1967) говорится: «Три источника имеют влечения человека — душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения разума порождают уважение. Влечения тела порождают желания. Соединение трех влечений порождает любовь».

Подросток, ища себя в любви, чаще всего мечется между этими крайностями, прежде чем сумеет объединить различные влечения в одном чувстве. В раннем периоде созревания половое влечение изолировано от психической составляющей. Это возраст любви-дружбы, любви-идеализации, чистых и целомудренных отношений. Стремление ухаживать и иметь поклонников, нежность, кокетство, мечтания еще не связываются с половым влечением.

На этой стадии любовь выражается в мечтах, во влюбленности издали, а в реальной жизни другой пол часто отвергается или даже вызывает неприязнь [Дерябин В. С, 1974]. У мальчиков, с их раньше пробуждающимся половым влечением, этот разлад особенно напряжен, противоречив. Как верно подмечено, подросток часто не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

У некоторых людей этот драматический конфликт «возвышенной» психической и «низменной» телесной сторон любви сохраняется в течение всей жизни.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Данные о школьном поведении подростков

X. Резлер с соавт. (1974) приводят данные о школьном поведении подростков. У мальчиков больше трудностей с соблюдением дисциплины, чем у девочек. Трудности у мальчиков могут быть отчасти связаны с положительными качествами (смелость, предприимчивость, уверенность в себе, избыток сил, а более спокойное поведение девочек — с негативными  качествами (робость, конформность, преклонение перед авторитетами, карьеризм, сензитивность). Средние…

З. И. Файнбург (1977), по данным обследования советских студентов, отмечает, что предпочтение отдается таким качествам женщины, как способность ее быть верной, честной, искренней, устойчивой в своих отношениях с мужчиной (67,2% опрошенных), ее духовная развитость, интеллигентность и образованность, тонкость чувств и мыслей, естественность и простота в поведении (61%). «Мужское достоинство» в браке определяется собранностью, целеустремленностью и…

Касаясь объема и сроков сообщения знаний, Н. Grassel (1967) рекомендует такую тематику знаний в возрасте 11 — 16 лет: «Социалистическое общество-брак, семья», «Социалистическая мораль и отношения между полами», «Половое созревание в детском и подростковом возрасте», «Сексуальное созревание», «О вопросе воздержания», «Отношения между мальчиками и девочками», «Дружба и любовь», «Психофизиологическое единство в половой сфере», «Строение и…

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II)

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II) их воспитателем по перечню свойств: а — семейные взаимоотношения, б — сочувствие, в — грубость, г — несговорчивость, д — тщеславие, е — капризность, ж — доверчивость, з — любов-ные отношения. Оценка от максимально положительной (I) до максимально отрицательной (7) [Guhlman, Redlich, цит. по…

Г. Бельская (1977) приводит результаты опроса девятиклассниц, которым было, в частности, предложено распределить по степени важности мужские и женские качества. Опрошенные девушки воспитанность в мужчине поставили на 12-е — 13-е места, мужественность — на 10 — 11-е места. Среди мужских качеств на первые два места было выдвинуто уважение к женщине, но уважение к мужчине среди…