22 апреля 2009

Циничные беседы

Иногда достоянием взрослых становятся случаи, когда в обществе сверстников подросток участвует в циничных беседах, рассказывает грязные анекдоты и т. д. Необходимо помнить, что наибольшую настороженность должны вызывать те случаи, когда мальчик или девочка молчаливо присутствуют в такой компании, по разным причинам не принимая участия в происходящем, но и не покидая компанию, не выражая несогласия или протеста.

При такой позиции подросток подвергается интенсивной сексуальной стимуляции, но никак не разряжает возникающего напряжения, которое при длительном накоплении может реализоваться в тех или иных сексуальных затруднениях или отклонениях в последующей жизни.

В непосредственной связи со сказанным стоит вопрос о «сексуальных рисунках». Авторами их чаще, но отнюдь не исключительно, являются мальчики. Рисунки характеризуются обычно аффективным увеличением и детализацией изображения гениталий при явно недостаточной информированности авторов. Можно усматривать в ряде случаев связь таких рисунков, как и циничных разговоров, с хорошо известным психиатрам ритуалом символического уничтожения навязчивостей.

В этом плане интересны встречающиеся в литературе указания, что иногда непристойные рисунки могут быть использованы при психотерапии подростков. Оптимальная тактика воспитателя заключается в спокойном и деловом разъяснении прежде всего того, что навязывание другим людям своих напряжений, интересов и сомнений интимного свойства может порождать у них аналогичные трудности и потому неэтично.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…