22 апреля 2009

Доминирующая тенденция оградить ребенка от информации связанной с полом

У многих родителей возникает доминирующая тенденция оградить ребенка от всякой информации, связанной с полом, побуждающая устанавливать строжайшую цензуру в чтении, знакомстве с искусством.

«Но прекрасное, — пишет Л. Лиходеев, — существует. Существует мудрый Рембрандт и неуемный Рубенс; существует грозный в своем смехе Рабле и веселый Бокаччо. И весь ужас в том, что существуют они уже задолго до того, как нашим мальчикам и девочкам стукнет по шестнадцать лет. Но если этим мальчикам и девочкам постоянно талдычить, что под одеждой все люди голые и при этом они еще делятся на мужчин и женщин (какой позор!), старик Рабле помрет, не родившись в их сознании, потому что побегут они не к нему…, а к замочным скважинам. Потому что легче всего научить человека видеть мир через замочную скважину».

Беда не литературы или живописи, а воспитания, когда сексуальное любопытство подростка принимает нездоровые, гипертрофированные формы.

Подросток, безусловно, должен быть огражден от всех видов завозной и доморощенной порнографии. Функцию такого ограждения выполняют не запреты и наказания, а постоянное, дружественное и аргументированное разъяснение примитивности этой продукции, доведение до чувства и сознания подростка, что он лучше и выше этого, что плоха и грязна не сама сексуальность, а обеднение и загрязнение ее.

С отношениями полов ребенок сталкивается уже в первых сказках. Его следует готовить к полному, многогранному и обогащающему личность восприятию художественного произведения, в котором отношения полов занимают свое определенное место. Домашние обсуждения обеспечивают родителям возможность ориентации восприятия ребенка именно на человеческий, нравственный аспект содержания произведения. Родители должны понимать, что и у мальчиков, и у девочек возникает потребность в обсуждении вопросов пола, а существенным препятствием к правильной их оценке может быть ранее накопленный багаж циничных терминов и представлений.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…