29 апреля 2011

Симптом

Симптом (признак, знак) выражает собой расстройство функции какоголибо органа или системы организма. Обнаружение одного симптома для диагностики болезни и понимания ее патогенеза недостаточно.

Болезнь проявляется не одним признаком, а всегда несколькими взаимосвязанными симптомами — синдромом. Проявления синдрома обусловлены особенностями патогенеза (и патокинеза) патологического процесса. Иначе говоря, синдром обнаруживает тот особый вид движения, в котором симптомы возникают и обретают свое специфическое знаковое бытие.

Синдром (или, иначе, симптомокомплекс, клиническая картина болезни, состояние, статус) представляет собой биологическую функциональную структуру, т. е. систему отношений в строении целого, систему, состоящую из частей (симптомов), определенным образом взаимосвязанных между собой. Любая функциональная структура, в том числе патологическая, с точки зрения отрезка времени динамична.

Любой процесс, в том числе и патологический, всегда обращен в будущее. В функциональной структуре сосуществуют и определенным образом связаны как элементы (в данном случае симптомы) ее прошлого, так и элементы перехода в будущее.

Эволюция структуры сопровождается увеличением в ней числа элементов и изменением их соотношения. Клиническое изучение такого рода изменения соотношения элементов — симптомов в функциональной структуре (синдроме) открывает возможность предвидения дальнейшего хода развития болезни.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского

Читайте далее:



Нозологическая самостоятельность болезни обусловлена единством этиологии и патогенеза. Особенности же последнего опосредствуются всей совокупностью (генетической, конституциональной, исходным состоянием) своеобразия поражаемого вредностью организма. Для возникновения экзогенных психозов, как и эссенциальных, необходимы внутренние предпосылки. В области инфекционных психозов лишь в течении сыпного тифа почти у всех больных наступает расстройство психической деятельности. В случаях других инфекционных заболеваний психозы…

Психические болезни первоначально изучались в общепатологическом аспекте. Исследовались общие, свойственные всем психическим болезням закономерности проявления и течения психических расстройств (учение о едином психозе). Второй исторический этап исследования психозов заключался в изучении отдельных болезней, их клиники и особенностей течения. Последнее неизбежно привело к установлению односторонних, аротиворечащих природе жестких границ между отдельными болезнями и концепции о специфических,…

Состояние знаний клиники шизофрении, как показал опыт ее систематического изучения, еще далек от необходимого совершенства. Недостаточно исследованы инициальные проявления шизофрении как в юношеском и зрелом возрасте, так и особенно в детском. У многих больных невозможно исключить первую атаку (первый «шуб», первый «надлом») в раннем детском возрасте (Т. И. Юдин, Н. И. Стрельцова). Симптоматология детской шизофрении…

Сложны и трудоемки клиникогенетические исследования шизофрении. Опыт показал гораздо большую эффективность сравнительного исследования наследственных факторов отдельно в отношении каждой формы течения шизофрении (непрерывная, перемежающепоступательная, периодическая). Изучение наследственных факторов невозможно ограничивать закономерностями наследования выраженных психозов. Оно неотделимо от изучения наследования различного рода отклонений в психическом складе личности (дисгармония личности), как это осуществлялось в прошлом, начиная с…

Патопсихология преследует цель сравнительного изучения особенностей расстройства отдельных психических процессов у больных разными формами течения шизофрении и на разных этапах ее развития. До настоящего времени клиницисты и патопсихологи пользуются лишь описательной характеристикой особенностей шизофренического изменения личности и шизофренического слабоумия. Точное определение особенностей того и другого отсутствует. Клиническое исследование природы болезни неотделимо от биологического. Последнее осуществимо…