23 мая 2011

Вторая серия экспериментов для исследования особенностей актуализации

Буквы Частота актуализации
здоровые больные шизофренией
о 0,35 0,35
т 0,34 0,32
ч 0,31 0,33

Во второй серии экспериментов для исследования особенностей актуализации у больных шизофренией был использован следующий методический прием.

Экспериментатор с соответствующими интервалами произносил 50 слогов (30 двухбуквенных и 20 трехбуквенных), предъявлявшихся каждому исследуемому в одной и той же стандартной последовательности. Согласно инструкции, после предъявления каждого слога исследуемый должен был как можно быстрее ответить одним целым словом (существительным), начинающимся с этого слога.

Одновременно давалось дополнительное задание: в течение всего эксперимента равномерно чертить палочки карандашом на бумаге. Слоги были подобраны (по словарю) так, что допускали разные по объему (числу возможных альтернатив) и степени организации системы слов.

Таким образом, произнесение экспериментатором того или иного слога выполняло как бы двойную функцию: служило «пусковым» стимулом и содержало указание на ту «систему» слов, из которой должна была быть выбрана ответная реакция. Очевидно, в условиях данного эксперимента актуализация (выбор) того или иного слова из данной системы обусловливалась в первую очередь прошлым (речевым) опытом.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…