23 мая 2011

Вторая серия экспериментов для исследования особенностей актуализации

Буквы Частота актуализации
здоровые больные шизофренией
о 0,35 0,35
т 0,34 0,32
ч 0,31 0,33

Во второй серии экспериментов для исследования особенностей актуализации у больных шизофренией был использован следующий методический прием.

Экспериментатор с соответствующими интервалами произносил 50 слогов (30 двухбуквенных и 20 трехбуквенных), предъявлявшихся каждому исследуемому в одной и той же стандартной последовательности. Согласно инструкции, после предъявления каждого слога исследуемый должен был как можно быстрее ответить одним целым словом (существительным), начинающимся с этого слога.

Одновременно давалось дополнительное задание: в течение всего эксперимента равномерно чертить палочки карандашом на бумаге. Слоги были подобраны (по словарю) так, что допускали разные по объему (числу возможных альтернатив) и степени организации системы слов.

Таким образом, произнесение экспериментатором того или иного слога выполняло как бы двойную функцию: служило «пусковым» стимулом и содержало указание на ту «систему» слов, из которой должна была быть выбрана ответная реакция. Очевидно, в условиях данного эксперимента актуализация (выбор) того или иного слова из данной системы обусловливалась в первую очередь прошлым (речевым) опытом.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…