Применение средств с различным механизмом действия
Применение средств с различным механизмом действия позволило нам не только представить возможные биохимические основы этого процесса, но и выявить функциональную организацию центральной нервной системы, обеспечивающую механизмы этой реакции на структурном и системном уровне.
Влияние нейротропных средств на воспроизведение условной реакции пассивного избегания у крыс через 72 ч после окончания обучения
Вещество | Доза, мг, кг | Восстановление реакции у животныхс амнезией УРПИ в % | Амнезия у животных с сохраненной УРПИ в % |
Изотонический раствор | — | 20 | 0 |
Этимизол | 1,5 | 50* | 0 |
Кофеин | 0,5 | 60 | 15* |
Карбохолин | 5,0 | 36,36 | 19,35* |
0,01 | 60 | 19,05* | |
Ареколин | 0,5 | 50 | 15* |
Никотин | 1,0 | 60* | 3,85 |
Физостигмин | 0,2 | 50 | 10 |
Спазмолитин | 1,0 | 10 | 14,29* |
Метамизил | 0,5 | 60* | 15* |
5,0 | 20 | 18,75* | |
ИЭМ-506 | 5,0 | 50 | 5 |
30,0 | 20 | 20* | |
Фенамин | 2,0 | 60* | 5 |
L-ДОФА | 150,0 | 80*** | 35*** |
Изадрин | 2,5 | 40 | 20* |
Феноксибензамин | 10,0 | 40 | 10 |
Пропранолол | 5,0 | 20 | 20* |
а-метил-р-тирозин | 60,0 | 50 | 20* |
Дисульфирам | 300,0 | 80*** | 10 |
Апоморфин | 5,0 | 30 | 20* |
Галоперидол | 3,0 | 50 | 25** |
5-окситриптофан | 300,0 | 70*** | 25*** |
Дезерил | 0,5 | 60* | 20* |
ГАМ К | 200,0 | 70** | 0 |
Пикротоксин | 0,5 | 50 | 25** |
Гистидин | 300,0 | 60* | 10 |
Тавегил | 5,0 | 30 | 15** |
ИЭМ-1164 | 10,0 | 40 | 10 |
Примечание
Каждое вещество испытывалось не менее чем на 30 животных. Данные обрабатывали статистически с использованием критерия %2 (Р * < 0,05; Р ** < 0,01; Р *** < 0,001).
Как видно из представленных данных, различные по механизму действия фармакологические препараты вызывают сходный эффект, улучшая (карбахолин, никотин, ГАМК, дезерил, 5окситриптофан, гистидин, L-ДОФА) или ухудшая (этерофен, галоперидол, аметилпаратирозин, кофеин) воспроизведение навыка пассивного избегания.
Неспецифичность действия нейромедиаторных средств, а также выраженный антиамнезический эффект «напоминания» (действие звонка в отличной от обучения обстановке) позволяют предположить, что в механизме деятельности аппарата воспроизведения ведущую роль играет не активация определенной нейрохимической системы головного мозга, а изменение интрацентральных отношений с последующим формированием функциональной организации головного мозга, обеспечивающей реализацию выработанного навыка, в которой могут участвовать разные нейромедиаторные системы (холино, адрено, дофамино, серотонино, ГАМК и гистаминергические).
Полученные данные находятся в полном соответствии с результатами наших предыдущих исследований [Бородкин Ю. С, 1979], согласно которым упомянутые препараты в основном одинаково влияют на обучение и краткосрочную память и процессы воспроизведения.
Соответственно можно предположить, что функциональная организация головного мозга при обучении и краткосрочной памяти сходна с таковой при воспроизведении энграммы. Следовательно, любое фармакологическое вещество или неспецифический раздражитель, обусловливающие функциональную организацию головного мозга, типичную для стадии обучения и краткосрочной памяти, может включать и механизм воспроизведения не только данной, но, вероятно, и любой другой энграммы.
Это в определенной степени согласуется с феноменом диссоциированного обучения (воспроизведение навыка, которому обучали животное на фоне действия какоголибо фармакологического агента, возможно лишь при условии действия того же вещества) и гипотезой П. П. Денисенко (1979) об однородности нейрохимических систем и медиаторов на «входе» и «выходе» системы, регулирующей ту или иную функцию организма, в том числе и память. Повидимому, неспецифичность медиаторного обеспечения формирования энграмм лежит в основе механизмов обратной связи, обеспечивая адаптивный характер изменений функций организма.
«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев
Если фармакологическая оптимизация формирования энграмм сопровождается более или менее жесткой функциональной организацией структур лимбикоретикулярного комплекса и коры больших полушарий, то при ухудшении этих процессов под действием нейротропных средств с различным механизмом действия (в таблице) этого не наблюдается. Смотреть таблицу — Возбудимость различных структур головного мозга в норме и в условиях фармакологического нарушения процессов обучения и…
Нейротропные препараты, не оказывающие влияния на механизмы образования энграмм [Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978], действуют преимущественно в пределах структурной цепи, включающей вентральный гиппокамп, сосцевидные тела, ядра переднего таламуса и лимбическую кору, не затрагивая при этом образования лимбикоретикулярного комплекса и коры больших полушарий. По-видимому, последние структуры являются основным звеном на системном уровне, обеспечивающем…
Методика выработки навыка пассивного избегания с одной пробы с последующим применением электрошока наиболее часто используется для изучения процессов воспроизведения [Misanin J. R. et all, 1972; Dall J. et al., 1978, и др.]. Повреждающее действие электрошока на память, трактуемое только в пользу нарушения процесса консолидации [Mc-Gaugh J. L., 1966; Gold P. E. et al., 1973], в…
Необходимо отметить, что положительное действие холинергических соединений на воспроизведение условной реакции пассивного избегания согласуется с многочисленными данными об улучшении под влиянием этих препаратовв процессов обучения и памяти [Денисенко П. П., 1965; Лосев Н. А., 1979; Lewis D. J. et al., 1972, и др.] и подтверждает гипотезу об участии ацетилхолина в процессах воспроизведения. Однако наличие сходного…
Ретикулярная формация является одной из важнейших интегративных структур ЦНС, принимающих участие в осуществлении ее различных функций, в том числе и памяти. Контролируя деятельность ряда мозговых образований и определяя в значительной степени уровень бодрствования и внимания, она тем самым обеспечивает необходимые условия для формирования энграммы и особенно для процесса консолидации ее. Так, адекватная стимуляция ретикулярной формации…