4 июля 2011

Применение средств с различным механизмом действия

Применение средств с различным механизмом действия позволило нам не только представить возможные биохимические основы этого процесса, но и выявить функциональную организацию центральной нервной системы, обеспечивающую механизмы этой реакции на структурном и системном уровне.

Влияние нейротропных средств на воспроизведение условной реакции пассивного избегания у крыс через 72 ч после окончания обучения

Вещество Доза, мг, кг Восстановление реакции у животныхс амнезией УРПИ в % Амнезия у животных с сохраненной УРПИ в %
Изотонический раствор 20 0
Этимизол 1,5 50* 0
Кофеин 0,5 60 15*
Карбохолин 5,0 36,36 19,35*
0,01 60 19,05*
Ареколин 0,5 50 15*
Никотин 1,0 60* 3,85
Физостигмин 0,2 50 10
Спазмолитин 1,0 10 14,29*
Метамизил 0,5 60* 15*
5,0 20 18,75*
ИЭМ-506 5,0 50 5
30,0 20 20*
Фенамин 2,0 60* 5
L-ДОФА 150,0 80*** 35***
Изадрин 2,5 40 20*
Феноксибензамин 10,0 40 10
Пропранолол 5,0 20 20*
а-метил-р-тирозин 60,0 50 20*
Дисульфирам 300,0 80*** 10
Апоморфин 5,0 30 20*
Галоперидол 3,0 50 25**
5-окситриптофан 300,0 70*** 25***
Дезерил 0,5 60* 20*
ГАМ К 200,0 70** 0
Пикротоксин 0,5 50 25**
Гистидин 300,0 60* 10
Тавегил 5,0 30 15**
ИЭМ-1164 10,0 40 10

Примечание

Каждое вещество испытывалось не менее чем на 30 животных. Данные обрабатывали статистически с использованием критерия %2 (Р * < 0,05; Р ** < 0,01; Р *** < 0,001).

Как видно из представленных данных, различные по механизму действия фармакологические препараты вызывают сходный эффект, улучшая (карбахолин, никотин, ГАМК, дезерил, 5окситриптофан, гистидин, L-ДОФА) или ухудшая (этерофен, галоперидол, аметилпаратирозин, кофеин) воспроизведение навыка пассивного избегания.

Неспецифичность действия нейромедиаторных средств, а также выраженный антиамнезический эффект «напоминания» (действие звонка в отличной от обучения обстановке) позволяют предположить, что в механизме деятельности аппарата воспроизведения ведущую роль играет не активация определенной нейрохимической системы головного мозга, а изменение интрацентральных отношений с последующим формированием функциональной организации головного мозга, обеспечивающей реализацию выработанного навыка, в которой могут участвовать разные нейромедиаторные системы (холино, адрено, дофамино, серотонино, ГАМК и гистаминергические).

Полученные данные находятся в полном соответствии с результатами наших предыдущих исследований [Бородкин Ю. С, 1979], согласно которым упомянутые препараты в основном одинаково влияют на обучение и краткосрочную память и процессы воспроизведения.

Соответственно можно предположить, что функциональная организация головного мозга при обучении и краткосрочной памяти сходна с таковой при воспроизведении энграммы. Следовательно, любое фармакологическое вещество или неспецифический раздражитель, обусловливающие функциональную организацию головного мозга, типичную для стадии обучения и краткосрочной памяти, может включать и механизм воспроизведения не только данной, но, вероятно, и любой другой энграммы.

Это в определенной степени согласуется с феноменом диссоциированного обучения (воспроизведение навыка, которому обучали животное на фоне действия какоголибо фармакологического агента, возможно лишь при условии действия того же вещества) и гипотезой П. П. Денисенко (1979) об однородности нейрохимических систем и медиаторов на «входе» и «выходе» системы, регулирующей ту или иную функцию организма, в том числе и память. Повидимому, неспецифичность медиаторного обеспечения формирования энграмм лежит в основе механизмов обратной связи, обеспечивая адаптивный характер изменений функций организма.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:



Нарушение обучения и краткосрочной памяти сопровождается совершенно иной функциональной организацией головного мозга. В этом случае прежде всего отмечается понижение возбудимости ретикулярной формации среднего мозга и лобной доли коры больших полушарий с параллельным повышением возбудимости миндалевидного тела и дорсального гиппокампа. Необходимо подчеркнуть, что в том и другом случае сохраняется важнейший принцип интрацентральных отношений — принцип реципрокности…

Если фармакологическая оптимизация формирования энграмм сопровождается более или менее жесткой функциональной организацией структур лимбикоретикулярного комплекса и коры больших полушарий, то при ухудшении этих процессов под действием нейротропных средств с различным механизмом действия (в таблице) этого не наблюдается. Смотреть таблицу — Возбудимость различных структур головного мозга в норме и в условиях фармакологического нарушения процессов обучения и…

Нейротропные препараты, не оказывающие влияния на механизмы образования энграмм [Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978], действуют преимущественно в пределах структурной цепи, включающей вентральный гиппокамп, сосцевидные тела, ядра переднего таламуса и лимбическую кору, не затрагивая при этом образования лимбикоретикулярного комплекса и коры больших полушарий. По-видимому, последние структуры являются основным звеном на системном уровне, обеспечивающем…

Методика выработки навыка пассивного избегания с одной пробы с последующим применением электрошока наиболее часто используется для изучения процессов воспроизведения [Misanin J. R. et all, 1972; Dall J. et al., 1978, и др.]. Повреждающее действие электрошока на память, трактуемое только в пользу нарушения процесса консолидации [Mc-Gaugh J. L., 1966; Gold P. E. et al., 1973], в…

Необходимо отметить, что положительное действие холинергических соединений на воспроизведение условной реакции пассивного избегания согласуется с многочисленными данными об улучшении под влиянием этих препаратовв процессов обучения и памяти [Денисенко П. П., 1965; Лосев Н. А., 1979; Lewis D. J. et al., 1972, и др.] и подтверждает гипотезу об участии ацетилхолина в процессах воспроизведения. Однако наличие сходного…