20 октября 2011

Стафилококковый дисбактериоз (Частные случаи)

Больная К., 60 лет

Больная К., 60 лет, находилась во 2-й клинической инфекционной больнице с диагнозом «менингококкемия», получила лечение пенициллином по 24 млн ЕД в сутки и по 20 мг преднизолона в течение 7 дней. Состояние больной улучшилось, температура нормализовалась, однако, появились явления афтозного стоматита, боли в животе, вздутие, жидкий стул. Через сутки состояние больной вновь ухудшилось до крайне тяжелого: тахикардия, падение кровяного давления, мерцательная аритмия, частый жидкий стул без счета. Проводили лечение тетрациклином, нистатином, сердечнососудистыми средствами.

Несмотря на проводимую терапию, состояние больной прогрессивно ухудшалось, и наступила смерть. Патологоанатомический диагноз: лекарственная болезнь. Дисбактериозный язвенный колит. Резко выраженная дистрофия миокарда, печени, почек. Смерть последовала от интоксикации, развившейся вследствие тотального лекарственного язвенного колита.

На развитие псевдо-мембранозных колитов в результате стафилококковых дисбактериозов у больных на фоне различных заболеваний после оперативных вмешательств, особенно на желудке и кишечнике, болезней, протекающих с нарушением обменных процессов, указывают многие авторы.

Наиболее актуальным и важным в настоящее время является развитие сепсиса, в том числе и стафилококкового. Болезнью века называет А. Ф. Билибин (1978) сепсис. В развитии этого заболевания решающую роль играет падение резистентности организма. Сепсис развивается лишь в тех случаях, когда экологическое равновесие микрофлоры (дисбактериоз, наивысшим проявлением которого, собственно, и является сепсис), нарушается на фоне резкого снижения зашитноприспособительных механизмов организма.

Поэтому полагают, что сепсис — проблема не микробиологическая, а макробиологическая. Это тем более важно, что в большей степени определяет тактику лечения больных сепсисами. В комплексном лечении целесообразно, в первую очередь, назначать средства, повышающие резистентность организма, — биологические стимуляторы — трансфузия крови и ее заменителей, антистафилококковая плазма или иммуноглобулин, стафилококковый анатоксин, продигиозан, лизоцим и другие препараты, индивидуально выбираемые и назначаемые в каждом конкретном случае, а также проводить десенсибилизирующую терапию [Билибин А. Ф. и др., 1978]. Химиотерапевтические препараты нужны лишь в определенные фазы течения болезни. В качестве иллюстрации приведем выписку из истории болезни.

Больной О., 30 лет

Больной О., 30 лет, находился в центральном госпитале КГБ с 28.03.77 г. Болен с середины октября 1976 г., когда появился карбункул на ягодице, по поводу чего лечился дома самостоятельно антибиотиками. 22.10 был госпитализирован в тяжелом состоянии в стационар г. Бреста с диагнозом: стафилококковый сепсис с наличием множественных метастатических очагов в области правого плеча и предплечья, бедер, двухсторонней пневмонией. Из крови и гнойников неоднократно высевался стафилококк (гемолитический).

За 2 дня было вскрыто 7 гнойников. С этого времени почти беспрерывно проводилась массивная антибиотикотерапия. В декабре диагностирован абсцесс второго сегмента правого легкого, затем больной перенес сывороточный гепатит. Лечение продолжено в г. Минске. Помимо антибиотиков, больной получал антистафилококковый иммуноглобулин, плазму, гемодез и т. д. В самочувствии больного было отмечено некоторое улучшение, выписан домой. Вновь состояние больного ухудшилось с 08.03.78 г., на фоне постоянно повышенной температуры наблюдались подъемы до 40,5° С, ознобы, обильные поты. 22.03 вновь госпитализирован, отмечены увеличение печени (+5) и селезенки, нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, токсическая зернистость, СОЭ 38 мм/ч.

Анализ мочи: гипоизостенурия, белок 0,33 %, в осадке — микрогематурия. На сканограмме печени — диффузный процесс, сопровождающийся атрофическим поражением печени. Вновь лечился антибиотиками (гентамицином, линкомицином, ампициллином). Для продолжения лечения переведен в Москву. Объективно: состояние больного средней тяжести, кожные покровы бледноватожелтоватой окраски. Пульс 91 уд/мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения, АД 130/80 мм рт. ст. Границы сердца в пределах нормы, тоны — приглушены, систолический шум на верхушке. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Язык влажный, обложен белым налетом. Живот мягкий, при пальпации небольшая болезненность в правом подреберье. Печень выступает на 4 — 5 см, пальпируется селезенка.

Анализ крови: умеренный нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, СОЭ 51 мм/ч. Больному проведен курс лечения рондомицином (10 дней) одновременно с продигиозаном (5 инъекций по 50 мкг), в последующем — курс стафилококкового анатоксина,общеукрепляющая терапия. Состояние постепенно стало улучшаться, температура нормализовалась, сократились печень и селезенка. При повторной сканограмме печени — менее выраженные изменения. За больным продолжается наблюдение.

«Клиническая химиотерапия инфекционных болезней»,
Н.М.Грачева, И.Н.Щетинина





Особое внимание мы уделяем применению бактерийных биологических препаратов при дисбактериозах вообще, особенно кишечника. Применение биологических бактерийных препаратов (колибактерина, бифидум-бактерина, лактобактерина и бификола) ранее основывалось на рабочей гипотезе, что нормализация микрофлоры под влиянием этих препаратов способствует клиническому выздоровлению, восстановлению ферментативных процессов в кишечнике и усвоению витаминов организмом. Благодаря проведению ряда клинико-экспериментальных работ О. В. Чаховой, Е….

Критерием оценки эффективности биологических бактерийных препаратов служат клинические и микробиологические показатели: динамика кишечного синдрома, общее состояние больных, нормализация микрофлоры кишечника. В связи с этим при применении с лечебной целью этих препаратов представляется важным и необходимым проводить повторные исследования для наблюдения за динамикой микрофлоры. Применение бактерийных биологических препаратов в большинстве случаев приводит к улучшению состава микрофлоры…

В настоящее время имеется большое количество лабораторных тестов, предложенных для выявления сенсибилизации организма, в том числе и лекарственной. Однако, несмотря на это, диагноз лекарственной болезни ставится фактически только на основании клинических данных, поскольку надежных лабораторных методов, помогающих подтвердить клинический диагноз, до сих пор нет. Среди диагностических тестов нет ни одного, практическая значимость которого признавалась хотя…

Установление состава кишечной микрофлоры в какой-то степени окупается тем, что отпадает необходимость в многократных исследованиях испражнений, особенно от больных с хроническими кишечными расстройствами, выделении патогенных микробов семейства кишечных. На основании данных о микробном биоценозе кишечника может быть применено и целенаправленное лечение. Приведенная ниже краткая схема исследования испражнений (схема), доступная для использования в практических лабораториях, включает…

Лечение больного с проявлениями лекарственной болезни представляется в большинстве случаев чрезвычайно сложным, требует немедленного проведения комплекса терапевтических мер, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае с учетом основных патогенетических звеньев лекарственной болезни и заболевания, в процессе лечения которого они возникли. Несмотря на большое количество лечебных средств, применяемых в настоящее время у больных с проявлениями лекарственной болезни,…