5 июня 2009

Питание как фактор восстановления работоспособности

Питание спортсмена должно обеспечивать достаточное поступление жидкости и гидрокарбонатов. В рационе необходимо иметь больше овощей, фруктов, полноценных белков. Суточный рацион спортсмена должен быть эквивалентен 350 — 400 кДж на 1 кг массы тела, с белково-углеводной ориентацией. Спортсмену, тренирующемуся в видах спорта на выносливость, необходимо потреблять 1,2 — 1,5 г белка на 1 кг массы тела в сутки. В рационе спортсменов, тренирующихся в скоростно-силовых видах спорта, содержание белка увеличивается соответственно до 2 г. Жиры должны поставлять не более 25% суточной калорийности для спортсменов, тренирующихся на выносливость.

Спортсменам, выполняющим преимущественно скоростно-силовую работу, следует уменьшить потребление жиров: они должны поставлять не более 15 — 20% энергии.

Растительные масла в рационе спортсмена должны составлять не более 15 — 20% общего количества потребляемого жира.

В связи с возможной жировой инфильтрацией печени при длительной физической нагрузке в пище спортсмена должны быть пищевые продукты, содержащие липотропные вещества (метионин, холин). Такими веществами богаты овсяная крупа, молоко, печень, полиненасыщенные жирные кислоты. Липотропные вещества ускоряют биосинтез фосфолипидов, интенсифицируют обмен жиров в организме. Фосфолипиды необходимо потреблять и в готовом виде (лецитин, липоцеребрин).

Получение срочного энергетического эффекта обеспечивают готовые питательные смеси, состоящие из овсяного отвара (150 г), глюкозы (200 г), аскорбиновой кислоты (30 г), сиропа шиповника (100 мл), поваренной соли (10 г), глицерофосфата (10 г), глутаминовой кислоты (5 г), меда (15 г), поливитаминного драже (10 — 15 табл.) и воды (1,5 л).

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но длительного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных констант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химизма внутренней среды происходят вследствие снижения активности ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, снижения уровня аденозинтрифосфатазы,…

Феномен активного отдыха может быть объяснен и индукционными отношениями между нервными центрами. И. П. Павлов видел в отрицательной индукции тот потенциальный резерв, который может быть реализован в «зарядке энергией» утомленных нервных центров. «Достаточно на клетку подействовать несколько раз отрицательной индукцией — и клетка, бывшая до сих пор инвалидной, не располагавшая функциональным материалом, начинает им располагать»….

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Феноменологическая картина утомления у детей…

Биологические факторы восстановления работоспособности улучшают преимущественно энергетический баланс организма (богатая углеводами, витаминизированная пища, некоторые биологически активные вещества). К числу хорошо зарекомендовавших себя биологически активных веществ могут быть отнесены продукты межуточного метаболизма в цикле трикарбоновых кислот в частности янтарная кислота, являющаяся эффективным средством восстановления работоспособности (Н. Р. Чаговец). Ускоряют восстановительные процессы аспарагиновая и глутаминовая кислоты. Аспарагиновая…

Перетренировка — этап прогрессирующего развития переутомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный аппарат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранними признаками перетренировки служат расстройство сна, отсутствие интереса и желания тренироваться, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений. Спортсмен становится раздражительным, легко вступает в конфликты с товарищами и. тренером или, наоборот, отличается вялостью, безразличным…