5 июня 2009

Физиологическое содержание утомления (Рациональное построение тренировочного процесса)

Рациональное построение тренировочного процесса невозможно без глубокого понимания механизмов развития утомления. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в раскрытии механизмов утомления. Особая роль центральной нервной системы в развитии утомления несомненна. Торможение — универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения, результатом которого может быть потеря жизнеспособности организма.

Утомление в целостном организме наступает прежде всего в центральной нервной системе. При этом более ранимыми оказываются высокодифференцированные клетки коры больших полушарий. И. П. Павлов показал, что утомление и восстановление — это две стороны одного процесса.

Соотношение их — основа деятельного состояния или перехода к пониженной активности живой структуры. Развитие Г. В. Фольбортом идей И. П. Павлова показало принципиальную верность представлений об утомлении как о состоянии, зависящем от соотношения процессов истощения и восстановления.

Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состояния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По современным представлениям, истощение энергетического материала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Дефицит АТФ стимулирует увеличение белковой массы митохондрий и по принципу обратной связи ведет к увеличению выработки АТФ по ходу работы и в восстановительный период. В результате тренированность к этому виду нагрузки повышается. Истощение, превышающее допустимые, пределы, ведет к срыву адаптации с развитием картины переутомления. Современная теория утомления исходит из предпосылки о многоструктурности и неоднозначности функциональных…

Феномен активного отдыха, т. е. повышение работоспособности при заполнении пауз отдыха активной деятельностью, был открыт И. М. Сеченовым. Выполняя во время отдыха утомленной эргографической нагрузкой руки работу другой рукой, И. М. Сеченов обнаружил, что работоспособность утомленной руки после этого возрастала. Этот факт вызвал сначала удивление, ибо по сложившимся к тому времени представлениям дополнительная работа в…

Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но длительного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных констант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химизма внутренней среды происходят вследствие снижения активности ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, снижения уровня аденозинтрифосфатазы,…

Феномен активного отдыха может быть объяснен и индукционными отношениями между нервными центрами. И. П. Павлов видел в отрицательной индукции тот потенциальный резерв, который может быть реализован в «зарядке энергией» утомленных нервных центров. «Достаточно на клетку подействовать несколько раз отрицательной индукцией — и клетка, бывшая до сих пор инвалидной, не располагавшая функциональным материалом, начинает им располагать»….

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Феноменологическая картина утомления у детей…