5 июня 2009

Физиологическое содержание утомления (Рациональное построение тренировочного процесса)

Рациональное построение тренировочного процесса невозможно без глубокого понимания механизмов развития утомления. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в раскрытии механизмов утомления. Особая роль центральной нервной системы в развитии утомления несомненна. Торможение — универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения, результатом которого может быть потеря жизнеспособности организма.

Утомление в целостном организме наступает прежде всего в центральной нервной системе. При этом более ранимыми оказываются высокодифференцированные клетки коры больших полушарий. И. П. Павлов показал, что утомление и восстановление — это две стороны одного процесса.

Соотношение их — основа деятельного состояния или перехода к пониженной активности живой структуры. Развитие Г. В. Фольбортом идей И. П. Павлова показало принципиальную верность представлений об утомлении как о состоянии, зависящем от соотношения процессов истощения и восстановления.

Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состояния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По современным представлениям, истощение энергетического материала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но длительного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных констант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химизма внутренней среды происходят вследствие снижения активности ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, снижения уровня аденозинтрифосфатазы,…

Феномен активного отдыха может быть объяснен и индукционными отношениями между нервными центрами. И. П. Павлов видел в отрицательной индукции тот потенциальный резерв, который может быть реализован в «зарядке энергией» утомленных нервных центров. «Достаточно на клетку подействовать несколько раз отрицательной индукцией — и клетка, бывшая до сих пор инвалидной, не располагавшая функциональным материалом, начинает им располагать»….

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Феноменологическая картина утомления у детей…

Биологические факторы восстановления работоспособности улучшают преимущественно энергетический баланс организма (богатая углеводами, витаминизированная пища, некоторые биологически активные вещества). К числу хорошо зарекомендовавших себя биологически активных веществ могут быть отнесены продукты межуточного метаболизма в цикле трикарбоновых кислот в частности янтарная кислота, являющаяся эффективным средством восстановления работоспособности (Н. Р. Чаговец). Ускоряют восстановительные процессы аспарагиновая и глутаминовая кислоты. Аспарагиновая…

Перетренировка — этап прогрессирующего развития переутомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный аппарат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранними признаками перетренировки служат расстройство сна, отсутствие интереса и желания тренироваться, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений. Спортсмен становится раздражительным, легко вступает в конфликты с товарищами и. тренером или, наоборот, отличается вялостью, безразличным…