5 июня 2009

Физиологическое содержание утомления (Утомление у детей школьного возраста)

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего.

При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток.

Феноменологическая картина утомления у детей и роль отдельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные отличия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного, отдыха.

Учитывая, что работоспособность детей падает от первого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Чрезмерная и форсированная физическая нагрузка без достаточного для восстановления периода отдыха приводит к преждевременному износу важнейших жизнеобеспечивающих систем организма и к развитию патологических состояний. Перенапряжение возникает как результат несоответствия между запросами, возникающими при мышечной работе, и функциональными возможностями спортсмена для их обеспечения. Выполнение чрезмерной мышечной работы в условиях волевого преодоления субъективных ощущений утомления является фактором,…

Обоснование рационального двигательного режима для детей, специализирующихся в спорте, является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии спорта. Международный совет спорта и физического воспитания в 1968 г. издал специальный «Манифест о спорте», в котором сделана попытка определить время на занятия физическими упражнениями в школе. Оно должно составлять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени….

Феноменология острого перенапряжения достаточно выразительна — резкая слабость, головокружение, тошнота, одышка, сердцебиение, падение артериального давления, а в более тяжелых случаях картина острой сердечной недостаточности, синюшность, боль в правом подреберье, увеличение размеров печени, обморочное состояние. Чрезмерная физическая нагрузка чревата опасностью недостаточности энергетического обеспечения сердечной мышцы, нарушением метаболизма и угрозой инфаркта миокарда. По мнению Ф. З. Меерсона,…

Уровень двигательной активности Число локомоций в сутки (тыс. шагов) Отношение числа выполненных движений к естеств. биол. потребности (%) Суммарный объем (ч) за неделю за год НизкийУмеренныйВысокийМаксимальный 10 и ниже10-2021-3030 и выше дефицит 50-70%дефицит 20-40%соответствие биол. потребностипревышение на 10-30% 22-56-1520 70100-150200-8001000 «Физиология человека», Н.А. Фомин

В результате перенесенного перенапряжения может сохраниться стойкое повышение артериального давления, боли в области сердца и печени, длительное понижение спортивной работоспособности, плохая приспособляемость к мышечной нагрузке. Острое физическое перенапряжение вследствие очаговых и диффузных изменений в миокарде может привести к смертельному исходу. Многократное применение нагрузок, превышающих функциональные возможности спортсмена, сопровождается хроническим перенапряжением. При этом у спортсменов появляются…