21 мая 2009

Наблюдения (G. S. Fox — Н. Tausk)

G. S. Fox с соавт. (1971) наблюдали у больной под наркозом с использованием закиси азота, кислорода и галотана при введении 275 мг 2,5%. раствора тиопентала-натрия развитие «анафилактоидной реакции» с острой сердечно-сосудистой недостаточностью, резким снижением АД и диспноэ. Больная была переведена на управляемое дыхание, внутривенно ей ввели сукцинилхолин и метамфетамин. Бронхоспазм и коллапс быстро ликвидированы, однако при выходе из наркоза вновь развился «анафилактоидный шок» с коллапсом, бронхоспазмом и дыхательной недостаточностью, купированный внутривенным введением гидрокортизона и эуфиллина с изотоническим раствором хлорида натрия. Описание других случаев анафилактического шока, возникших на фоне общего наркоза и премедикации, показывает необходимость применения специальных мер по его купированию.

L. Nordstrom с соавт. (1978) описывают наблюдение 6-летнего ребенка, которому во время операции по ликвидации дефекта межпредсердной перегородки и стеноза устья легочной артерии под эндотрахеальным наркозом смесью закиси азота и кислорода с внутривенным введением фентанила, дроперидола и панкурониум-бромида при экстракорпоральном кровообращении для нейтрализации гепарина внутривенно медленно ввели 60 мг протамина хлорида. Через 3 мин возросло сопротивление дыхательных путей на вдохе, АД понизилось до 55/33 мм рт. ст., несмотря на гемотрансфузию. После внутривенного введения 5 мг изопреналина (изадрин) АД через 2 мин повысилось, сопротивление на вдохе снизилось до обычных цифр.

R. Miller и Н. Tausk (1977) наблюдали больного, которому проводили наркоз тиопентал-натрием с релаксацией панкурониум-бромидом и последующей ингаляцией закиси азота и кислорода. Во время наркоза и операции состояние больного было хорошее. При внутривенном капельном введении ванкомицина гидрохлорида для профилактики раневой инфекции резко понизилось АД до 30/0 мм рт. ст., появилась тахикардия. Больной был переведен в положение Тренделенбурга, сделано дробное введение 50 мг эфедрина, которое не дало эффекта. В течение 10 мин сохранялась гипотония. На шее, грудной клетке, плечах отмечена интенсивная пятнисто-папулезная сыпь. После внутривенного введения 50 мг дифенгидрамина (димедрол), 16 мг дексаметазона и 1 мл 0,1%. раствора адреналина АД повысилось до 80 мм рт. ст., сыпь на теле быстро исчезла. Операция закончилась благополучно.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



При гемодинамическом варианте ЛАШ основные усилия направлены на повышение и поддержание АД на нормальном уровне. Вазопрессорные средства хотя и повышают АД, однако часто вновь наблюдается быстрое его снижение. Для достижения стабильного эффекта необходимо вводить больному плазмозамещающие жидкости, а также достаточные дозы кортикостероидов. При асфиктическомварианте ЛАШ, когда превалируют явления бронхоспазма, больному необходимо ввести внутривенно бронхолитические средства…

Если после перенесенного ЛАШ выражены отечность лица, вегетососудистые нарушения, кожный зуд, общая слабость, головная боль, то хорошие результаты наблюдают привлечении аминокапроновой кислотой, тавегилом или фенкаролом. Остаточные явления после отека легких требуют назначения отхаркивающих и дегидратационных средств в течение 3 — 4 дней. Неосложненный отек легких при ЛАШ обычно полностью проходит в течение 2 сут. После…

Лечение остаточных нарушений функции печени после перенесенного ЛАШ, следует проводить активно с использованием средств, улучшающих липидный и углеводный обмен (клофибрейт, или липомид, по 0,25 г 3 — 4 раза в день, панкреатин по 0,5 г — 3 раза в день, панзинорм-форте по 1 драже 3 раза в день). Под влиянием этой терапии функция печени обычно…

Эффективность лечения ЛАШ определяется в первую очередь срочностью оказания необходимой врачебной помощи больным. Иногда, несмотря на своевременную и интенсивную терапию с использованием самых современных средств и методик реанимации, не удается спасти больных от смерти [Донченко В. С. и др., 1971; Логанчик Б. П. и др., 1978; Holmes R. Р. et al., 1971; Fiori A., 1978;…

R. M. Ford (1977) предлагает для купирования ЛАШ следующую методику: прекратить введение лекарства, вызвавшего анафилактический шок; наложить жгут на артерию выше места введения лекарства; положить больного на спину, опустить и запрокинуть назад его голову, поднять ноги, очистить верхние дыхательные пути; при необходимости проводить искусственное дыхание по способу «рот в рот», наладить подачу чистого кислорода; внутримышечно…