12 марта 2009

ЛФК — неотъмлемая часть комплексной терапии

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970; Догель Н. В., 1974; Хрущев С. В., 1977].

Вынужденная гипокинезия детей с бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами ведет к нарушению роста и развития, снижению функциональных возможностей организма. Лечебная физкультура (ЛФК) оказывает неспецифическое патогенетическое воздействие на организм, способствуя восстановлению нарушенных функциональных связей, устраняет патологические сдвиги кардиореспираторной системы и повышает функциональные возможности растущего организма. Использование дозированных физических нагрузок, в частности ЛФК, направлено на повышение двигательной активности и способствует медико-социальной реабилитации больных.

Методики ЛФК в комплексе медицинской реабилитации (стационар, поликлиника, санаторий, семья, детское учреждение) разработаны многими авторами [Хрущев С. В., 1957; Иванов С. М., 1965; Мачек М., 1964, и др.] и получили широкое распространение в комплексной терапии детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. Однако такие методики не смогли обеспечить педагогической и социальной реабилитации.

Работами Т. А. Фонаревой (1974), М. Н. Алябьевой с соавт. (1975), С. А. Кушниковой (1976), С. Я. Вайнбаума, В. П. Шмелева (1979), М. Я. Студеникина с соавт. (1983) показано, что под влиянием ЛФК по общепринятой методике у детей с бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами не происходит достаточно полного восстановления физической работоспособности, общей выносливости и толерантности к физическим нагрузкам. Это требовало модификации методики ЛФК и дальнейшего ее совершенствования для расширения двигательных режимов и повышения двигательной активности этих детей.

Ниже излагается методика ЛФК в комплексе реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, спортивная) в межприступном периоде бронхиальной астмы, при астматических и рецидивирующих обструктивных бронхитах на поликлиническом этапе, а также современные методы определения функциональных возможностей больных детей и эффективности ЛФК. Использование предложенной нами методики ЛФК в НИИ педиатрии АМН СНГ и нескольких поликлиниках Москвы показало ее высокую эффективность для детей, больных легкой и среднетяжелой бронхиальной астмой.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:





Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег…

ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…

Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…