25 мая 2011

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает.

С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что больные более безразличны и в то же время более старательны, судя по результатам то «худшего», то «лучшего» выполнения ими разных заданий.

К тому же результаты ряда экспериментальных серий (например, завершение слова по заданному слогу, предсказание букв и др.), как нам кажется, вообще невозможно объяснить с этой точки зрения, ибо трудно представить себе какое-либо «отношение» к слогу или к одной букве.

По существу полученные данные показывают неправомерность и еще одной существующей позиции — попыток выводить нарушение более «высоких» ступеней познания (мышление) из особенностей более «низких» (восприятие, ощущение).

Экспериментальные данные свидетельствуют, что при данной патологии мозга между нарушением процессов восприятия и мышления отношения не причинноследственные, а иные. Нарушение того и другого круга процессов связано прежде всего с изменением общего радикала (звена), входящего в их структуру.

Полученные в нашей лаборатории данные могут быть соотнесены с результатами тех зарубежных экспериментальных исследований (Cameron, Chapman, McGhie, Mattusek, Payner, Weckowicz и др.), которые связаны с констатацией факта использования больными шизофренией «иррелевантной» информации в процессах познавательной деятельности.

Полученные нами факты в определенном смысле совпадают с основным кругом экспериментальных данных других исследователей. Однако результаты наших исследований иначе раскрывают смысл и природу этих фактов.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…