5 июня 2009

Морфофизиологические критерии отбора (Система научных дисциплин)

В системе научных дисциплин, на которых строится физическое воспитание, физиология занимает особое место. Она вооружает знаниями интимной природы функциональных состояний, которыми сопровождается мышечная деятельность. Ведущую роль в управлении физиологическими функциями отечественная физиологическая школа придает нейрогуморальным регуляциям. Любой акт жизнедеятельности, от элементарных двигательных рефлексов до сложнейших поведенческих реакций, подчиняется общим физиологическим закономерностям. Эти закономерности вытекают из сущности живой организации — системы соподчиненных уровней жизнедеятельности, обеспечивающих сохранение устойчивого неравновесного состояния.

Систематическая мышечная деятельность расширяет границы адаптивных возможностей человека, повышает резервы сохранения устойчивой неравновесности организма. Иначе говоря, границы, в рамках которых сохраняется физиологический уровень регуляций, расширяются. Поиски средств расширения границ устойчивости к физическим нагрузкам неизбежно связаны с раскрытием физиологических механизмов адаптивных перестроек в организме. К этому направлены исследования ведущих научных коллективов и лабораторий.

Практический опыт работы, внимательное отношение к делу, наблюдательность и постоянный интерес к физиологии помогут преподавателю решить важнейшую задачу воспитания всесторонне развитого, физически совершенного человека — строителя коммунистического общества.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Соревновательные и тренировочные нагрузки юных лыжников планируются с учетом перспективы подготовки квалифицированных спортсменов через 6 — 8 лет после начала спортивной специализации. При этом тренировки с преимущественной направленностью на развитие качеств скоростной выносливости приурочиваются к возрасту 17 — 18 лет, а максимальные нагрузки применяются с 19 — 22 лет. Раннее приобщение детей к занятиям лыжным…

Основными средствами тренировки 11 — 13-летних лыжников являются общая физическая подготовка и ходьба на лыжах ускорениями на коротких отрезках (50 — 80 м). Объем однократной тренировочной нагрузки составляет в 11 — 12-летне возрасте 4 — 5 км. К 13 — 14 годам он увеличивается д 10 — 12 км, а количество тренировок — до 4…

Занятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей являются специализированные занятия спортом. Но, являясь эффективным средством физического совершенствования, спортивная специализация требует строгого учета объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовки детей. Процесс многолетней спортивной тренировки может…

Малоинтенсивная длительная работа создает благоприятные возможности для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает процессы аэробного обмена. При равномерном методе тренировки пульсовой режим не превышает 150 — 160 уд/мин. Интенсивные тренировки (на пульсе 180 уд/мин) проводятся в рамках интервального метода. Такая нагрузка составляет не более 10% общего объема, но оказывает мощное воздействие на кислородную производительность…

На этапе углубленной специализированной тренировки физические нагрузки достигают наивысших значений. В связи с выступлениями в соревнованиях повышается психологическая напряженность тренировки. Средства развития специальных физических качеств и содержание психологической подготовки существенно меняются в зависимости от спортивной специализации юного спортсмена. Можно условно выделить следующие группы видов спорта: развивающие преимущественно выносливость; развивающие преимущественно ловкость и точность движений. Особую…