22 апреля 2009

Разрядка в ощущениях

Постоянные отрицательные переживания и связанное с ними аффективное напряжение заставляют ребенка искать развлечений и разрядки в ощущениях, исходящих от собственного тела, и находить их в форме мастурбации или других действий. При этом воспитатели нередко бывают растеряны, так как серьезные дисциплинарные меры неприемлемы, а слова и пример, даже если они доходят до сознания страдающего ребенка, могут не возыметь действия.

Припоминается 12-летняя девочка с тяжелым заболеванием почек и мочевыводящих путей, сопровождавшимся длительными и болезненными задержками мочеотделения. Многие месяцы она проводила в лечебных стационарах. За время болезни у нее появилось стремление к мальчикам, которых она обнимала и нередко раздевала.

Возможно, некоторое значение имела локализация страдания. Однако главным условием гиперсексуального поведения было длительное снижение настроения, связанное с переживанием своей болезни и болевыми ощущениями, с социальной депривацией. Растормозившаяся сексуальность выступила в качестве положительного переживания, конкурирующего со страданиями. 15-летний подросток, обратившийся к нам с просьбой «помочь справиться с собой» рассказал, что начал онанировать в 12 лет, когда болел: «Было воспаление легких. Чувствовал себя «так себе».

Родители оставят еду и лекарство на день — и до вечера — на работу, целый день один. А придут — тоже заняты. Читал, смотрел телевизор — все подряд, но скоро надоело до смерти. Как-то лежал на животе и читал, вдруг почувствовал… Потом из интереса специально так лег — опять. Ну, а потом пошло — как скучно, так за это дело. Выздоровел, все прошло, а это осталось, особенно когда в постели и настроение плохое».

Врач должен разъяснить широкому кругу родителей и педагогов важность и необходимость не только физического ухода за больным ребенком, но и мер психологической защиты. Если ребенок во время болезни не одинок, навещается товарищами и чувствует себя нужным, занят делами, которые поддерживают в нем чувство его значимости и ценности для себя и других — он, как правило, избегает ситуаций, подобных описанным.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Особо трудны для воспитания дети и подростки, чье физическое, в том числе нередко и половое, развитие значительно отстает или резко ускорено. У многих из них при достаточном психическом здоровье могут возникать мысли о неправильности формирования тела, телесных отличиях от других людей и даже уродливости. Явно замедленное физическое развитие, несмотря на попытки взрослых разубедить и успокоить,…

Реакция ребенка на совращение может быть различной. Она зависит от его эмоциональной стабильности, позиции родителей и других взрослых. Такие дети могут переживать задним числом, видя возмущение соседей или знакомых сходными случаями совращения. Беспокойство может возникнуть у ребенка, отвергнувшего все приставания, но опоздавшего из-за встречи с совратителем явиться домой в назначенное родителями время. Боль, вид крови…

Тягостные переживания возникают у тех, кто обнаруживает, что их гениталии оформляются по типу противоположного пола. Если большинство стремится сохранить свой паспортный пол, то у меньшей части может возникнуть обратное желание. Транссексуализм, т. е. стремление изменить свою половую принадлежность, требует специального рассмотрения. Здесь отметим только, что внутренние душевные противоречия транссексуалов могут оказаться очень серьезными, так как…

Попытки насилия над детьми у нас крайне редки, но требуют внимания врача. Жертвами чаще оказываются девочки 6 — 11 лет, растлителями — взрослые и значительно реже подростки. Как правило, при насилии удается лишь интерфеморальная или неполная вульвовагинальная имиссия. Полная вагинальная пенетрация редко выполнима из-за несоответствия размеров гениталий, форсированные же попытки сношения приводят к значительным повреждениям….

Неопытные или односторонне воспринявшие идеи полового воспитания родители делают акцент на анатомо-физиологической его стороне, упуская из виду роль собственного примера и этико-психологических воспитательных мер. У нравственно и морально неподготовленного ребенка такое сведение воспитания к просвещению лишь возбуждает преждевременный и однобокий интерес к вопросам пола, на что справедливо указывал А. С. Макаренко. Другие родители, наоборот, подчеркивая…