21 апреля 2009

Необходимые сведения по вопросам пола для ребенка

Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере появления к ним интереса. Вместе с тем, родители не должны подавлять пробуждение и развитие детской любознательности, в семье надо создать атмосферу готовности ответить на любые вопросы ребенка, уметь заметить эти вопросы. Не следует превращать ответы в пространные лекции. Они должны быть краткими, правдивыми, без излишней детализации. Здесь уместен известный афоризм, согласно которому нужно говорить только правду, но не всегда всю правду.

Уже в самых первых ответах не должно быть места для сказочных объяснений, даже современных (например, когда мать сообщает 5-летней дочери, что дети происходят от таблеток, и теряется перед немедленно следующим вопросом: «Если принять 10 таблеток, будет 10 детей?»)

С каждым следующим вопросом все труднее лгать и все опаснее ложь: она не удовлетворяет ребенка и побуждает ко все более сложным вопросам, рано или поздно более или менее драматично ложь раскрывается. Нужно очень недооценивать ребенка, чтобы надеяться, что он оставит без внимания случаи беременности окружающих женщин, не уловит полутонов и намеков в разговорах взрослых.

Поняв, что родители утаивают что-то, ребенок перестанет обращаться к ним с интересующими его вопросами, обманет их, внешне скрывая свои интересы и усыпив их бдительность, но, не умея и не желая отказаться от поиска ответов на свои вопросы, пойдет с ними к другим. Родителям надо готовиться к этапу подобных вопросов, освободиться от чувства неловкости в таких случаях, понять, что, стыдясь и страшась этих вопросов, они воспитывают такой же стыд и такой же страх у детей.

«Рискованные» вопросы детей являются, особенно на первых порах, таким же проявлением любознательности, как и вопросы, не относящиеся к полу. Твердое знание этого уменьшает эмоциональное напряжение у родителей, дает возможность отвечать ребенку спокойно и ровно, без смущения и раздражения.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей…

Оценка этого факта возможна лишь при учете семейной атмосферы. На эффективность воспитания в семье, безусловно, накладывает отпечаток то, что 75% детей посещают детские учреждения: каждый третий ребенок с возраста до 3 лет, каждый десятый — с возраста до 1 года. О фактической осведомленности детей этого возраста в вопросах пола говорят данные опроса молодежи до 7…

Понятие о беременности в дошкольном возрасте имели 25% мальчиков и 17% девочек. Родители информируют об этом девочек (2/3 опрошенных) вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей лишь 13% детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением. О половом акте до 7 лет знают…

Родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается в том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых…

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973;…