21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Холодность матери)

Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с грудного возраста без матери, они выявляли тяжелые нарушения поведения.

Самцы впоследствии оказались импотентными, а искусственно оплодотворенная самка была равнодушна к малышу, не знала, — что с ним делать, сбрасывала его со своего живота или спины, как надоедливую муху. Вместе с тем, некоторые родители, чрезмерно ласковые в силу особенностей своей личности или одностороннего знакомства с вредностью недостаточного ухода, постоянно держат ребенка на руках, ласкают его, целуют в разные места тела, кладут с собой в постель.

Эта сверхласковость, порождающая раннюю эрогенную стимуляцию и «закормленность» любовью, неблагоприятно сказывается на личностном и сексуальном развитии, что будет показано в последующих главах. L. Yarrow [Уход за детьми и.., 1965], раскрывая содержание понятия «материнский уход», выделяет роль матери как источника сенсорных и других раздражений, источника удовлетворения потребностей ребенка, посредника между ребенком и раздражителями внешней среды.

Направленное индивидуализированное отношение к матери устанавливается постепенно. Этот процесс начинается к 5 — 6 мес и в конечном итоге должен привести к установлению отношений с окружающим миром через ряд этапов: общее представление о матери, активное узнавание ее, активное узнавание посторонних, беспокойство в присутствии посторонних, чувство близости и доверия.

В возрасте 5 — 7 лет начинается некоторое ослабление привязанности детей к родителям как подготовка к более самостоятельной жизни. Роль отца имеет свои специфические особенности. Миссия отцовства приобретает все большую социальную важность по мере того, как в современной семье муж превращается из ее главы в партнера жены и берет на себя часть забот по воспитанию детей.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации…

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи….

В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я». В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования…

Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа. Естественное, спокойное отношение к…