21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973; Шибаева А. И., 1966; Залкинд А. Б., 1928; Шевченко Э. М., 1969, и др.].

Половое воспитание, как уже было сказано, в большей мере является составной частью нравственно-психологического воспитания здоровой гармоничной личности. Следует признать, что в современной семье понимаемое таким образом половое воспитание большей частью осуществляется недостаточно, а то и не проводится вовсе.

Среди населения продолжает бытовать предрассудок, будто в половом воспитании скрыт развращающий элемент. Это мнение восходит к враждебному отношению христианской морали к телесному «низу» и является существенным препятствием на пути становления личности.

Врач должен противопоставить этому научно и нравственно обоснованные позиции, вытекающие из них методические рекомендации. Речь при этом идет не только о просвещении и наставлении родителей и воспитателей, но и о преодолении их предрассудков, беспомощности в вопросах, касающихся сексуальности. Врач, по выражению И. П. Павлова, может не быть психиатром, но практическим психологом быть обязан.

Знание особенностей и закономерностей семейных отношений, психологии ребенка, возможных позиций родителей в деле воспитания и решения вопросов сексуальности, проблем современной семьи и взаимоотношений полов на сегодняшнем этапе жизни общества, адекватное представление о собеседнике (будь то один человек или аудитория) помогут врачу найти те единственно верные в каждом конкретном случае тон и аргументы, которые обеспечат возможность разъяснения, убеждения и переубеждения, приближения родителей и воспитателей к выработке адекватных и действенных позиций в вопросах полового воспитания.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации…

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи….

В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я». В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования…

Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа. Естественное, спокойное отношение к…