21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973; Шибаева А. И., 1966; Залкинд А. Б., 1928; Шевченко Э. М., 1969, и др.].

Половое воспитание, как уже было сказано, в большей мере является составной частью нравственно-психологического воспитания здоровой гармоничной личности. Следует признать, что в современной семье понимаемое таким образом половое воспитание большей частью осуществляется недостаточно, а то и не проводится вовсе.

Среди населения продолжает бытовать предрассудок, будто в половом воспитании скрыт развращающий элемент. Это мнение восходит к враждебному отношению христианской морали к телесному «низу» и является существенным препятствием на пути становления личности.

Врач должен противопоставить этому научно и нравственно обоснованные позиции, вытекающие из них методические рекомендации. Речь при этом идет не только о просвещении и наставлении родителей и воспитателей, но и о преодолении их предрассудков, беспомощности в вопросах, касающихся сексуальности. Врач, по выражению И. П. Павлова, может не быть психиатром, но практическим психологом быть обязан.

Знание особенностей и закономерностей семейных отношений, психологии ребенка, возможных позиций родителей в деле воспитания и решения вопросов сексуальности, проблем современной семьи и взаимоотношений полов на сегодняшнем этапе жизни общества, адекватное представление о собеседнике (будь то один человек или аудитория) помогут врачу найти те единственно верные в каждом конкретном случае тон и аргументы, которые обеспечат возможность разъяснения, убеждения и переубеждения, приближения родителей и воспитателей к выработке адекватных и действенных позиций в вопросах полового воспитания.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…

Отрицательные аффекты родителей в ответ на вопросы о поле отталкивают ребенка и лишают его достоверных, не искаженных пошлостью, сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение вопросов пола должно носить доверительный характер. Отвечать на вопросы лучше сразу, лишь в редких случаях можно сослаться на необходимость вернуться к ним позже. Попытки…

Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и…

Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы….

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…