21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации (Отрицательное отношение к горшку)

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи. Примерно с 1 года желательно начать знакомить ребенка с местом, где он будет оправляться, с горшком. Некоторые специалисты советуют родителям для облегчения приобретения навыков позволять детям присутствовать при уринации и дефекации более старших детей того же пола.

Если высаживание на горшок производится в дружелюбной форме, без понуканий и наказаний, а положительные результаты поощряются отношением взрослых, этот процесс происходит без осложнений. Когда ребенок уже освоил эти навыки, приходится следить за тем, чтобы он не засиживался на горшке, ибо это может сопровождаться рассматриванием гениталий и игрой с ними, а порой и так называемым «детским онанизмом».

Говоря о вреде его, А. Б. Залкинд (1928) указывает не только на раннюю сексуальную стимуляцию, но и на возможность связи дальнейших любовно-половых чувств исключительно с периферическим раздражением половых органов. Репрессии родителей и воспитателей, «уличивших» ребенка в онанизме, вызывают у него недоумение и глубокую обиду, протест и чувство стыда в сугубо отрицательном его смысле. В обучении навыкам опрятности сказывается одно из первых различий в воспитании мальчиков и девочек. Эти навыки должны быть дифференцированы по полу.

Мальчики часто не хотят мочиться стоя, и это тревожит родителей. Для того, чтобы в таких случаях избежать у ребенка чувства неполноценности при встречах со сверстниками, иногда приходится использовать пример старших. На 2 — 3-м году жизни ребенок изучает свое тело и при купании. Если рассматривание сочетается с ощупыванием своих гениталий, то дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение предупреждает фиксацию ребенка на таких манипуляциях. Но вообще, несмотря на очевидную полезность режимно-гигиенических мероприятий, как указывалось, они не исчерпывают проблемы полового воспитания, которое — подчеркнем еще раз — есть воспитание нравственное.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое [Корчак Я., 1968; Сухомлинский В. А., 1972; Макаренко А. С, 1977]. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. И., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру…

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки, но и не сводящееся к одному какому-то…

Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей…

Оценка этого факта возможна лишь при учете семейной атмосферы. На эффективность воспитания в семье, безусловно, накладывает отпечаток то, что 75% детей посещают детские учреждения: каждый третий ребенок с возраста до 3 лет, каждый десятый — с возраста до 1 года. О фактической осведомленности детей этого возраста в вопросах пола говорят данные опроса молодежи до 7…

Понятие о беременности в дошкольном возрасте имели 25% мальчиков и 17% девочек. Родители информируют об этом девочек (2/3 опрошенных) вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей лишь 13% детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением. О половом акте до 7 лет знают…