21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации (Отрицательное отношение к горшку)

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи. Примерно с 1 года желательно начать знакомить ребенка с местом, где он будет оправляться, с горшком. Некоторые специалисты советуют родителям для облегчения приобретения навыков позволять детям присутствовать при уринации и дефекации более старших детей того же пола.

Если высаживание на горшок производится в дружелюбной форме, без понуканий и наказаний, а положительные результаты поощряются отношением взрослых, этот процесс происходит без осложнений. Когда ребенок уже освоил эти навыки, приходится следить за тем, чтобы он не засиживался на горшке, ибо это может сопровождаться рассматриванием гениталий и игрой с ними, а порой и так называемым «детским онанизмом».

Говоря о вреде его, А. Б. Залкинд (1928) указывает не только на раннюю сексуальную стимуляцию, но и на возможность связи дальнейших любовно-половых чувств исключительно с периферическим раздражением половых органов. Репрессии родителей и воспитателей, «уличивших» ребенка в онанизме, вызывают у него недоумение и глубокую обиду, протест и чувство стыда в сугубо отрицательном его смысле. В обучении навыкам опрятности сказывается одно из первых различий в воспитании мальчиков и девочек. Эти навыки должны быть дифференцированы по полу.

Мальчики часто не хотят мочиться стоя, и это тревожит родителей. Для того, чтобы в таких случаях избежать у ребенка чувства неполноценности при встречах со сверстниками, иногда приходится использовать пример старших. На 2 — 3-м году жизни ребенок изучает свое тело и при купании. Если рассматривание сочетается с ощупыванием своих гениталий, то дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение предупреждает фиксацию ребенка на таких манипуляциях. Но вообще, несмотря на очевидную полезность режимно-гигиенических мероприятий, как указывалось, они не исчерпывают проблемы полового воспитания, которое — подчеркнем еще раз — есть воспитание нравственное.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Негативизм, и упрямство — это защита от влияния взрослых и способы самоутверждения. Если они встречают резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают реакции неудовлетворенности и протеста, выражающиеся в строптивости. Последняя при усилении давления на ребенка может перейти в открытый бунт, который часто требует специального педагогического или медико-педагогического вмешательства. В противном случае…

Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела. Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими…

Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и…

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются любые проявления половой принадлежности и жестоко подавляются даже намеки на сексуальность ребенка (например, суровое наказание за соответствующим образом интерпретированное положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они…

Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с…