21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации (Благоприятный психологический климат в семье)

Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа.

Естественное, спокойное отношение к телесным отправлениям — один из самых действенных подходов. Отношение родителей к своему телу во многом определяет нюансы их поведения, которые вне зависимости от намерений являются средствами воспитания. Нередко возникает вопрос о допустимости частичного или полного обнажения родителей в присутствии детей. Т. Бостанджиев (1977) считает, что при определенных условиях обнаженность не вызывает ненужных помыслов, инстинктов и рекомендует совместные физкультурные занятия и игры обнаженных взрослых и детей, ссылаясь на лучшие стороны современного движения за свободную телесную культуру.

Однако при попытке обнажиться перед ребенком в первую очередь, как правило, смущаются сами родители, и как раз их чувство неловкости вызывает у ребенка ощущение запретности, сенсационности увиденного и усиливает любопытство. Нельзя не учитывать и того, что на некоторых маленьких мальчиков вид обнаженной матери может действовать возбуждающе, а вид обнаженного отца может вызывать ощущение своего несовершенства, страх и чувство вины [Спок Б., 1971]. Аналогичные реакции могут быть у девочек.

И все же случайное присутствие детей при обнажении взрослых не должно вызывать у последних реакции смущения, постыдности случившегося — лишь в этом случае ребенок воспримет увиденное спокойно, как нечто само собой разумеющееся. Понимание сущности психосексуального развития и чувство меры должны помочь родителям найти тот оптимальный способ поведения, при котором ребенок сможет постепенно и без особых потрясений воспринимать чужое и свое тело естественным образом. По мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми — членами семьи и посторонними.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Чрезмерное оберегание от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной…

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации…

Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….

В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я». В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования…

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи….