21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Второе Я)

В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я».

В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования «я» нам удалось проследить и при неравномерном психическом развитии [Каган В. Е., 1976]. Становление «я» облегчает воспитательные воздействия на ребенка. Однако поскольку ребенок к этому возрасту еще не осваивает смысла многих слов (например, «хороший», «плохой», «красивый», «некрасивый» и др.), для управления его поведением в каждом конкретном случае нужны соответствующие словесные стимулы.

«Подобно постепенно раскрывающемуся вееру,» — говорит Р. Мейли, — перед нами раскрываются все новые и новые стороны личности ребенка». На этапе формирования «я» и перехода к качественно новому бытию это раскрытие происходит более или менее остро и драматично. Появление множества новых навыков вызывает у ребенка гордость собой и пренебрежение к тому и тем, что и кто совсем недавно были для него значимыми и ценными. Это можно сравнить с восприятием взрослого, которому вещи его детства кажутся поразительно маленькими, — примерно то же, но в очень короткий срок происходит с 3-летним ребенком.

Ему кажется, что он может все. Появляется требование «я сам», которое постоянно граничит, особенно в глазах взрослых, со своеволием. Известный негативизм, наблюдающийся у детей этого возраста, — не просто непослушание, при котором важно совпадение или несовпадение желаний ребенка и взрослого. В данном случае это не имеет значения. Ребенок отказывается даже от очень желаемого, если выполнения его потребовал взрослый.

Негативизм представляет собой акт социального характера: он адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем просят ребенка [Выготский Л. С, 1956]. С негативизмом тесно связано упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Личность ребенка еще слаба, а зависимость от окружения велика.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и…

Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела. Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими…

Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с…

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются любые проявления половой принадлежности и жестоко подавляются даже намеки на сексуальность ребенка (например, суровое наказание за соответствующим образом интерпретированное положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они…

Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…