21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Негативизм, и упрямство)

Негативизм, и упрямство — это защита от влияния взрослых и способы самоутверждения. Если они встречают резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают реакции неудовлетворенности и протеста, выражающиеся в строптивости.

Последняя при усилении давления на ребенка может перейти в открытый бунт, который часто требует специального педагогического или медико-педагогического вмешательства. В противном случае либо «победа» ребенка приведет к его деспотической власти над родителями (т. е. к своеобразной, «наизнанку» зависимости от них), либо «Пиррова победа» родителей сломит вместе с нежелательными реакциями и самое стремление к самостоятельности и самоутверждению (ребенок, а затем и взрослый, будет пассивен и зависим), либо в длительной «войне» сформируется конфликт, невротизирующий обе стороны. Этот так называемый «кризис 3-летних» происходит практически одновременно и в теснейшей связи с первичной половой идентификацией.

Формирующееся «я» — не только вообще «я», но всегда «я» мальчика или девочки. Между ребенком и родителями устанавливаются отношения, зависящие от пола ребенка и его положения в семье. Малыш воспринимает роли, которые играют отец и мать, имитирует их и отождествляет себя с одним из родителей.

Ребенок сам хочет играть ту роль, которая для него наиболее привлекательна, роль родителя своего пола. Не либидинозная фиксация на родителе другого пола или враждебность и конкуренция к родителю своего пола, положенная Фрейдом в основу Эдипова комплекса, а привязанность к родителю своего пола и подражание ему, детское воспроизведение отношений родителей определяют особенности периода половой идентификации.

К аналогичному выводу пришел А. И. Захаров (1977), изучая семейные отношения детей, больных неврозами. В идущих рука об руку «кризисе 3-летних» и первичной половой идентификации закладываются не только черты личности вообще, но и основы мужественности и женственности, чрезвычайно сильно влияющие на весь дальнейший ход формирования личности мужчины и женщины.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



В большинстве семей только врач сумеет разъяснить, что те или иные выраженные проявления детской сексуальности являются чаще всего не столько результатом воспитания (в обычно понимаемом родителями смысле физического ухода и надзора), сколько следствием эмоционального напряжения в связи с нарушенными межличностными отношениями в семье. Безусловно, эти симптомы скорее проявятся, если ребенок истощен и ослаблен, страдает частыми…

Чрезмерное оберегание от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной…

Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации…

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи….