21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Отец)

Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление уже своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать.

В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше возможностей стать психопатами, лишенными угрызений совести.

Такие мальчики часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, более робки. Воспитанные без отцов девочки менее успешно формируют представления о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, т. е. исполнять роль жены и матери [Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977]. Нередко еще взгляд на роль отца определяется патриархальными представлениями о суровом и жестком главе семьи, распределяющем награды и наказания. В практической жизни отцу иногда отводится роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи все более сменяется ролью старшего, более опытного и мудрого товарища и друга детей. Он не строже матери, но в большей, чем она, степени уравновешен.

Его роль может быть оценена как стабилизирующая. В повседневной жизни это выражается в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, большей сдержанности в проявлении чувств. Именно в этой психической уравновешенности скрыты важнейшие пути воздействия на формирование психики и личности детей. Поведение отца представляет ребенку мужскую позицию, в которой главное внимание уделяется поступкам.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с…

Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере появления к ним интереса. Вместе с тем, родители не должны подавлять пробуждение и развитие детской любознательности, в семье надо создать атмосферу готовности ответить на любые вопросы ребенка, уметь заметить эти вопросы. Не следует превращать ответы в пространные лекции. Они должны быть краткими, правдивыми, без излишней…

Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и…

Отрицательные аффекты родителей в ответ на вопросы о поле отталкивают ребенка и лишают его достоверных, не искаженных пошлостью, сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение вопросов пола должно носить доверительный характер. Отвечать на вопросы лучше сразу, лишь в редких случаях можно сослаться на необходимость вернуться к ним позже. Попытки…

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…