21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации и мимике. Ему знакомы радость, любовь, гнев, страх, удивление, отвращение, любопытство.

Появляются зачатки и более сложных чувств: ревности, дружбы, сострадания, стыда. Эти, пока еще неустойчивые и поверхностные, но яркие и сильные переживания почти полностью определяют поведение, в котором уже к 2 годам достаточно проявляется индивидуальность ребенка [Мейли Р., 1975]. Слова и поведение взрослых сдерживают или поощряют его реакции, направляя переход сенсомоторных реакций через пробы и ошибки к представлениям, возникающим из наблюдений, и затем к оперированию словами и мыслями, знаками и символами (рисование, чтение и письмо, счет).

Активный словарь ребенка увеличивается с 200 — 300 слов в 2 года до 1200 — 1500 — в 3 года. Стремление установить контакт с людьми и ориентироваться в окружающем выражается теперь и в словесном общении, в вопросах и ответах. В среднем к 3 годам происходит решающее событие в жизни человека — постижение своего «я».

Начавшаяся в младенческом возрасте дифференциация и координация интеро- и проприоцептивных ощущений, с одной стороны, и экстероцептивных, с другой, приводит к разграничению себя и среды. Ребенок осваивает образ своего тела, привыкает к своему образу в зеркале, сравнивает себя с другими.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и…

Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела. Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими…

Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с…

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются любые проявления половой принадлежности и жестоко подавляются даже намеки на сексуальность ребенка (например, суровое наказание за соответствующим образом интерпретированное положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они…

Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…