21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Представление ребенка о принадлежности к определенному полу)

Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и проявляется с первых дней. В младенческом возрасте именно родители (или постоянно заменяющие их лица) составляют человеческую среду обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики.

Существуют наблюдения, что дети, которые с младенческого возраста лишены такого общения, несмотря на физический уход, могут к 4 — 5 годам даже погибнуть в состоянии психофизического маразма и при отсутствии физических заболеваний. В одном из родильных домов ФРГ новорожденных из страха перед инфекционными заболеваниями длительное время содержали в кювезах. Смертность среди них достигла 32:1000.

В тюрьме же, где родившие матери могли определенное время быть вместе с ребенком, из 1000 детей умирали лишь 19. Но даже если исход не столь тяжел, эмоциональный мир ребенка без материнской ласки и ухода (т. е. в условиях депривации) сужается и беднеет, ребенок вырастает недостаточно способным к контакту, с более или менее тяжелыми психическими нарушениями [Rutter M., 1974].

Ребенок, не испытавший материнского тепла в младенчестве или позже разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает страх, тревогу. Он может находить утешение в собственном теле — раскачиваться, сосать палец, кусать губы, раздражать гениталии.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей…

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки, но и не сводящееся к одному какому-то…

Оценка этого факта возможна лишь при учете семейной атмосферы. На эффективность воспитания в семье, безусловно, накладывает отпечаток то, что 75% детей посещают детские учреждения: каждый третий ребенок с возраста до 3 лет, каждый десятый — с возраста до 1 года. О фактической осведомленности детей этого возраста в вопросах пола говорят данные опроса молодежи до 7…

Понятие о беременности в дошкольном возрасте имели 25% мальчиков и 17% девочек. Родители информируют об этом девочек (2/3 опрошенных) вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей лишь 13% детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением. О половом акте до 7 лет знают…

Родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается в том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых…