21 апреля 2009

Воспитание мужественности и женственности у детей

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки, но и не сводящееся к одному какому-то качеству. Нельзя заставить красивого ребенка чувствовать себя по красоте равным некрасивому, и наоборот.

Но усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы каждый ребенок, какими бы достоинствами или недостатками он ни обладал, чувствовал себя равным среди равных в коллективе сверстников. В противном случае мы видим холодных и бездушных красавиц, уверенных что вся женственность в красоте, и женщин, подавленных своим несоответствием идеалу красоты, либо мужчин и женщин, полагающих, что мужественность — синоним физической силы, и т. д.

Усилия воспитателей должны способствовать становлению мужественности и женственности и у так называемых «средних», ничем особым не выделяющихся, детей.

Нередко именно у них формируется либо ущемляющее ощущение своей серенькой неприметности, ослабляющее установки мужественности и женственности, либо тенденция к гиперкомпенсации, выражающаяся часто в крайних формах поведения, в том числе — специфически мужского и женского. Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества.

Начинаясь с опозданием, оно является по существу уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогая ему в их разрешении и преодолении, и ставит своей задачей формирование гармонической личности.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей…

Оценка этого факта возможна лишь при учете семейной атмосферы. На эффективность воспитания в семье, безусловно, накладывает отпечаток то, что 75% детей посещают детские учреждения: каждый третий ребенок с возраста до 3 лет, каждый десятый — с возраста до 1 года. О фактической осведомленности детей этого возраста в вопросах пола говорят данные опроса молодежи до 7…

Понятие о беременности в дошкольном возрасте имели 25% мальчиков и 17% девочек. Родители информируют об этом девочек (2/3 опрошенных) вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей лишь 13% детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением. О половом акте до 7 лет знают…

Родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается в том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых…

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973;…