21 апреля 2009

Воспитание мужественности и женственности у детей

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки, но и не сводящееся к одному какому-то качеству. Нельзя заставить красивого ребенка чувствовать себя по красоте равным некрасивому, и наоборот.

Но усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы каждый ребенок, какими бы достоинствами или недостатками он ни обладал, чувствовал себя равным среди равных в коллективе сверстников. В противном случае мы видим холодных и бездушных красавиц, уверенных что вся женственность в красоте, и женщин, подавленных своим несоответствием идеалу красоты, либо мужчин и женщин, полагающих, что мужественность — синоним физической силы, и т. д.

Усилия воспитателей должны способствовать становлению мужественности и женственности и у так называемых «средних», ничем особым не выделяющихся, детей.

Нередко именно у них формируется либо ущемляющее ощущение своей серенькой неприметности, ослабляющее установки мужественности и женственности, либо тенденция к гиперкомпенсации, выражающаяся часто в крайних формах поведения, в том числе — специфически мужского и женского. Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества.

Начинаясь с опозданием, оно является по существу уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогая ему в их разрешении и преодолении, и ставит своей задачей формирование гармонической личности.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и…

Отрицательные аффекты родителей в ответ на вопросы о поле отталкивают ребенка и лишают его достоверных, не искаженных пошлостью, сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение вопросов пола должно носить доверительный характер. Отвечать на вопросы лучше сразу, лишь в редких случаях можно сослаться на необходимость вернуться к ним позже. Попытки…

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…

Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы….

В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое [Корчак Я., 1968; Сухомлинский В. А., 1972; Макаренко А. С, 1977]. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. И., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру…