21 апреля 2009

Воспитание мужественности и женственности у детей

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки, но и не сводящееся к одному какому-то качеству. Нельзя заставить красивого ребенка чувствовать себя по красоте равным некрасивому, и наоборот.

Но усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы каждый ребенок, какими бы достоинствами или недостатками он ни обладал, чувствовал себя равным среди равных в коллективе сверстников. В противном случае мы видим холодных и бездушных красавиц, уверенных что вся женственность в красоте, и женщин, подавленных своим несоответствием идеалу красоты, либо мужчин и женщин, полагающих, что мужественность — синоним физической силы, и т. д.

Усилия воспитателей должны способствовать становлению мужественности и женственности и у так называемых «средних», ничем особым не выделяющихся, детей.

Нередко именно у них формируется либо ущемляющее ощущение своей серенькой неприметности, ослабляющее установки мужественности и женственности, либо тенденция к гиперкомпенсации, выражающаяся часто в крайних формах поведения, в том числе — специфически мужского и женского. Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества.

Начинаясь с опозданием, оно является по существу уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогая ему в их разрешении и преодолении, и ставит своей задачей формирование гармонической личности.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с…

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются любые проявления половой принадлежности и жестоко подавляются даже намеки на сексуальность ребенка (например, суровое наказание за соответствующим образом интерпретированное положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они…

Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…

Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере появления к ним интереса. Вместе с тем, родители не должны подавлять пробуждение и развитие детской любознательности, в семье надо создать атмосферу готовности ответить на любые вопросы ребенка, уметь заметить эти вопросы. Не следует превращать ответы в пространные лекции. Они должны быть краткими, правдивыми, без излишней…

Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и…