21 апреля 2009

Игры

В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое [Корчак Я., 1968; Сухомлинский В. А., 1972; Макаренко А. С, 1977]. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. И., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру и людям. В ролевой игре проявляются не только аффективные потребности текущего момента, но и более глубокие тенденции, связанные с формированием личности.

Когда мальчик играет в шофера или разведчика, а девочка в куклы, это не только упражнение в деятельности, но и отражение стремлений. В детских играх символически реализуются желательные или уничтожаются нежелательные для ребенка свойства его личности. Это проявляется и в фантазиях, сновидениях, рисунках. В игре находит место и формирование мужественности — женственности, интерес к вопросам пола. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствует элемент соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные.

Девочки чаще играют дружными стайками, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Уважением пользуются добрые, заботливые, конформные. В совместных играх мальчиков и девочек первые больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм, а вторые олицетворяют тенденции упорядоченности, сохранения привычных правил и форм. В дошкольном возрасте складывается дифференцированное отношение к полу. Формирование образа тела связано с интересом к устройству своего и чужого тела, изучением телесной организации человека вообще и себя в частности.

Этот интерес удовлетворяется в совместных играх мальчиков и девочек в «папу — маму», в «доктора»». Одной из основных причин недостаточной успешности полового воспитания является отсутствие правильного представления о том, как оно фактически проводится и каковы реальные проявления сексуальности у дошкольников. Некоторый свет на эти вопросы проливают данные проведенных нами опросов. Они относятся к семьям, большинство из которых (88%) были полными, в половине из них — один ребенок, в другой половине — двое.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации…

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи….

В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я». В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования…

Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа. Естественное, спокойное отношение к…