21 апреля 2009

Взаимные отношения родителей

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни.

Беседы, рассказы, сказки родителей открывают большие возможности для закладки основ морального сознания. Лживость у детей свидетельствует, как правило, о недостаточно доверительных отношениях в семье, о страхе, который руководит поведением ребенка.

Дошкольники нередко кажутся жестокими, несочувствующими. Это ошибочное впечатление связано с тем, что им трудно понять отрицательные чувства других людей, а в связи с этим и отзываться на них [Аркин Е. А., 1927]. Именно в семье, в отношениях с родителями ребенок впервые учится узнавать и понимать эмоции окружающих, получает образцы сопереживания, отзывчивости, взаимопомощи.

Игра заполняет практически все время бодрствования ребенка [Аркин Е. А., 1927; Басов М. Я., 1928; Hostler P., 1964] и представляет собой столь сложное явление, что X. Хоглэнд заметил: «Понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры» (цит, по Коган А. Г., 1977; по другим данным, эта фраза принадлежит А. Эйнштейну).

Игра разгружает ребенка от избыточной активности, дает выход энергии, через игру ребенок познает мир и тренирует себя для будущей полезной деятельности, игра воспроизводит пройденные человеком в филогенезе этапы развития деятельности, в ней получает выход и интерес к развитию пола, она облегчает груз переживаний, позволяет отреагировать на неприятное и заново переживать приятное, является источником эмоционального удовлетворения [Эльконин Д. Б., 1978].

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я». В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования…

Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа. Естественное, спокойное отношение к…

Негативизм, и упрямство — это защита от влияния взрослых и способы самоутверждения. Если они встречают резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают реакции неудовлетворенности и протеста, выражающиеся в строптивости. Последняя при усилении давления на ребенка может перейти в открытый бунт, который часто требует специального педагогического или медико-педагогического вмешательства. В противном случае…

Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела. Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими…

Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и…