21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации (Тайное уродливое «воспитание»)

Тот факт, что часть детей оказывается объектом тайного уродливого «воспитания» в вопросах пола и что практически каждый ребенок рискует им стать, делает разумное половое просвещение в младших классах несомненно целесообразным. Не так давно вопрос о половом воспитании и просвещении у нас в системе среднего образования вообще не стоял.

И сейчас существует ряд возражений, на которые врач как консультант воспитателей должен аргументированно возразить. Перегрузка учителей не возрастает за счет материала, относящегося к половому воспитанию. В этом плане целесообразно использование возникающих в ходе учебно-воспитательной работы возможностей подобно тому, как осуществляется, например, военно-патриотическое воспитание. Неосведомленность учителей в вопросах пола побуждает к улучшению их подготовки в области сексуальной культуры, что не противоречило бы и личным интересам учителя.

В этом отношении от учителя не требуются профессиональные знания по сексологии. Передача необходимых общих сведений, вполне доступная педагогу, часто недоступна специалисту высокой квалификации без педагогических навыков.

Различный уровень развития учащихся, по-видимому, имеет не больше значения, чем в остальных сферах воспитания и обучения. Предпочтительность индивидуальной работы для школы в этой области должна быть отвергнута как в силу психологических причин (большая эмоциональная нагрузка и возникновение психологических барьеров), так и в силу методической несостоятельности выделения полового воспитания из общей системы коллективного коммунистического воспитания.

Заведующий Московским гороно Г. Асеев подчеркивает, что борьбу за семью, за ее планирование, создание и ее укрепление нужно начинать с воспитания в школе. «Должна или не должна заниматься этим школа, — пишет он, — на сегодняшний день альтернативы нет. Стоит вопрос — как она станет заниматься?» 

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев





Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…